Как говорила одна из героинь Горького, в жизни всегда есть место подвигу, к сожалению - предательству тоже. Особенно откровенно это проявляется во время внезапных тяжелых испытаний.
События, о которых рассказывают фильмы сегодняшней подборки, происходят в мирное время, но мужество их участникам необходимо не меньше, чем на войне. Я никогда не видела этих картин по телевидению, полагаю, многие другие тоже. Предлагаю с ними познакомиться.
"Хмурый Вангур" 1959 г.
Наташа Корзухина, красивая студентка-второкурсница, прибежала в Горногеологический институт, когда совещание, определявшее судьбу экспедиции на Вангур, уже шло. Доклад о признаках залегания там титановых руд делал аспирант Николай Плетнев.
Наташа хотела попасть в экспедицию и как будущий геолог, и как девушка, неравнодушная к Николаю, но директор института руководствовался в своем решении такими понятиями как план, график и смета. К тому же оппонент Плетнева, кандидат наук Борис Пушкарев, относился к выдвинутой гипотезе весьма скептично.
Вместе с Наташей ждал результатов совещания лаборант Юра. Экспедиция на Северный Урал планировалась и так. Возле горы Ключ-камень была недавно открыта база института, представленная пока простой избой в поселке. Туда направлялся для исследовательских работ отряд профессора Кузьминых, куда должны были войти Юра и Наташа, но будет ли включена в план работ разведка на Вангуре?
Наконец, двери открылись, совещавшиеся вышли и сияющий Плетнев объявил, что его предложение принято, несмотря на выпады сухаря Пушкарева. Он уже представлял себя руководителем группы и предложил будущим сотрудникам отметить торжество, отправиться в парк на танцы. Профессор Кузьминых несколько охладил пыл молодого коллеги, сообщив, что экспедицию на Вангур поведет более опытный Пушкарев, но гулять они все-таки поехали.
Поздно вернувшаяся домой Наташа мечтала о будущих отношениях с Николаем, а бедный "сухарь" Пушкарев, в который раз, рассматривал ее фотокарточку, вложенную в солидный научный том. Трудно сказать о своих чувствах девушке, когда разделяют и возраст, и положение и, наконец, сознание собственной заурядности в ее глазах. Все что их хоть как-то связывает - подаренный Наташе щенок.
Стук в дверь оторвал Пушкарева от размышлений. Это Плетнев явился договариваться о том, чтобы научный оппонент не ставил палки в колеса его идее. Борис внутренне возмутился, но педантичный характер не позволил ему выдать себя. Он, как обычно, монотонно заявил, что привык ко всем поручениям относиться добросовестно и, если титановая руда на Вангуре есть, то он, как руководитель, сделает все, чтобы ее найти.
Плетнев попытался походатайствовать о включении в группу Корзухиной, но невозмутимый Пушкарев сообщил, что кадровый состав определяет профессор. Говорить было больше не о чем и соперники разошлись. Их ожидала дорога, тайга, горы, болота, приключения и испытания, которых еще никто не мог представить.
Фильм по одноименной повести Олега Корякина почти полностью повторяет первоисточник, но есть некоторые нюансы, из-за которых я рекомендовала бы прочесть и книгу. Прежде всего, на мой взгляд, в экранизации неудачно подобран актер на роль Николая Плетнева.
В повести это очень обаятельный молодой человек. Она, в значительной степени, строится на контрасте первоначального впечатления от Николая и его дальнейших поступков. В кино этой харизматичности нет и следа. Видимо, в конце пятидесятых годов еще сказывалась привычка раннего советского кинематографа выделять отрицательного героя даже внешне.
Недостаточно достоверно, по сравнению с книгой, снято тяжелое положение и изнуренность геологов. Только сцена, когда Пушкарев тащит Юру и, в финале, они ползут по снегу, как герой "Повести о настоящем человеке", действительно, передает чудовищное напряжение.
Гитара Юры, перипетии с ее перепрятыванием и финальным принесением в жертву носят, на мой взгляд, символический характер. Речь идет как о системе ценностей, так и о зарождении мужской дружбы. Как бы в ответ на гибель гитары Пушкарев делится с товарищем тайной фотографии.
Идеально вписалась в образ Наташи Ия Арепина (Маша из "Капитанской дочки" 1958 г.) с ее внешностью простой, доброй, открытой русской девушки. Павел Шпрингфельд в роли Пушкарева, по-моему, безупречен. Ну и нельзя не отметить появления на экране Раднэра Муратова - будущего Василия Алибабаевича из "Джентльменов удачи". Очень украшают фильм съемки в тайге, жаль, что не цветные.
В остальных ролях: Анатолий Торопов (Николай Плетнев), Владимир Курков (Юра), Константин Барташевич (профессор Кузьминых), Газиб Гайнуллин (Михаил Куриков, проводник-манси), Раднэр Муратов (Василий Куриков), Александр Гречаный (Степан), Дмитрий Дальский (Владислав Евгеньевич, директор), Зинаида Невоструева (секретарь).
"Пока стоят горы" 1976 г.
Обычным людям трудно понять альпинистов. Несомненно одно: они "болеют" горами, как моряки - морем, а летчики - небом. Один из героев этой истории, Лео, Леван Арчвадзе говорит, что стал альпинистом после войны, потому что в мирной жизни стало чего-то не хватать.
- Не понимаю, если бояться, зачем ходить?
- Зато как прекрасно преодолевать этот страх! Чувствуешь себя человеком.
И они снова, и снова приезжают в альпинистский лагерь на Домбае, танцуют по вечерам у бассейна в ожидании восхождения, карабкаются, вбивая крюки, на каменные стены, пьют ледяную воду, не дожидаясь, когда растает весь снег в котелке. Преодолевают очередную вершину и что-то в себе. Михаил Быков, Николай Потапов, Леван Арчвадзе, Игорь Рыбаков, Александр Селезнев, Катя Шелагина, Скуратова.
И вот, однажды, группа из четырех альпинистов уходит на знакомый маршрут, а возвращаются к ночи только трое, потому что четвертый упал в в расщелину, сбитый случайным камнем. Рыбаков говорит, что Быков погиб и искать его тело в темноте, было бы неоправданным риском, Селезнев - что выполнял приказ, а Шелагина молчит или рыдает: ее силой привели спутники.
Вышедшая наутро спасательная экспедиция обнаруживает в трещине мертвого Быкова не разбившимся, а замерзшим. Теперь разбираться с обстоятельствами его смерти будет следователь. Статья 127 УК об ответственности за оставление в опасности или Рыбаков прав и нельзя было рисковать?
Трудно судить о ситуации непрофессионалу. В конце концов и мнения альпинистов разделились. Если Селезнев смалодушничал, то Рыбаковым, на мой взгляд, руководила рациональность. Как он выразился: "Состояние группы становилось угрожающим". Явный трус и рвущаяся спасать любимого женщина. Следователь определяет ее поведение как смелость, Рыбаков - как отчаяние. В готовности Кати искать Михаила сомневаться нельзя, а в ее осторожности при поисках?
Да, спасти Быкова было можно, если бы с ним, как в предыдущем восхождении, шли Николай и Левон. Потапов, прибыв на место, сразу определил путь падения. Рыбаков ссылался на то, что трещин много, все не обследуешь, надвигалась темнота, холод. Для Потапова, несмотря на ревность, Быков был другом, для Рыбакова - одним из знакомых. Люди разные, даже когда занимаются одним делом и имеют один и тот же разряд.
В хорошую сторону удивила Маргарита Терехова. Обычно она, на мой взгляд, много ломается и играет манерно. В роли Кати Шелагиной этого нет и следа. Анатолий Солоницын - сухой, въедливый, не особо симпатичный, но умный и добросовестный следователь. Мужественному на вид Евгению Меньшову досталось изображать труса.
Быкова, красивого, жизнерадостного, погибшего в счастливый миг влюбленности, досталось играть Георгию Третьякову. Жаль Быкова, что еще можно сказать? Арбуз притащил на вершину для друзей-альпинистов. Сочный разрезанный арбуз - как раскрытый цветок среди снега, как щедрое сердце его дарителя. Сердца его спутникам-мужчинам и не хватило. Они могли бы оставить Катю ждать и искать вдвоем, если бы один был более смел, а другой - менее расчетлив.
Юрий Соловьев, несмотря на неяркую внешность, сумел передать ощущение силы и цельности своего героя. Нелегкая ему досталась судьба. Никто ни в чем не обвинит Потапова, но он всегда будет помнить, что если бы пошел с Быковым, как тот и просил, не было бы этой смерти.
Очень красивые горы и ощущение опасности этой красоты. Несмотря на трагические события, многие эпизоды передают ту свободную, товарищескую, жизнерадостную атмосферу, которая, вероятно, так увлекает альпинистов.
В фильме также снимались: Константин Захаров (Игорь Рыбаков), Леван Антадзе (Леван Арчвадзе), Евгений Меньшов (Александр Селезнев), Виктор Авдюшко (Валентин Васильевич Славунец, начальник учебной части), Валентина Талызина (альпинистка Скуратова) и другие.
"Штормовое предупреждение" 1981 г.
На этот раз мы находимся на кавказской турбазе, где одним из мероприятий является туристический поход через перевал к морю. В чем тут для неспортивного обывателя отдых мне понять трудно, но развлечение общепринято, народ ходит регулярно и дорога считается безопасной. Администрация на организацию и материальное обеспечение походов прочно забила, но это выяснится потом. Пока будущие члены группы № 96 танцуют.
Вечер, костер на площадке в окружении леса и гор, бойкая музыка и все будущие герои событий здесь. Это - красавица Вера с женихом Кириллом, влюбленные Марина и Андрей, познакомившиеся на отдыхе, пожилой, но опытный турист Иван Иванович, жизнерадостная, несмотря на годы, Анна Макарьевна, толстяк Вячеслав.
Есть еще компания из двух парней и девушки: Зиночка, Андрей и Саша с неизменным фотоаппаратом. Они все - просто друзья, давно и хорошо знакомые, судя по непринужденности поведения.
Завтра группа под руководством инструкторов Людмилы и Володи и старосты Анатолия Баширова выходит на маршрут, а пока на танцплощадке разгорается конфликт. Местный зоотехник Валентин активно ухаживает за Верой. Ей очень весело, Кириллу - наоборот.
Мужчины начинают выяснять отношения. Опомнившаяся девушка уводит жениха и все, вроде бы, устаканивается, кроме того, что парочка продолжает ссориться на следующий день в походе. Валентин, кстати, обещал их там встретить. Дела у него в горах, потерявшегося теленка надо искать. Никто не предполагал, что солнечная и теплая погода в один миг сменится метелью и пронизывающим ветром, упадет температура, склоны гор покроются снегом и льдом.
Сюжет основан на очерке Аркадия Ваксберга "Смерч" о трагедии, произошедшей с туристической группой 30-го Всесоюзного маршрута на горе Фишт (Адыгея) в сентябре 1975 г. Случай самой массовой гибели людей в истории советского туризма. При прохождении маршрута из 53 человек погиб 21.
"Это был печально знаменитый смерч, который обрушил в те же часы гигантские столбы воды на Сочи, Хосту и Адлер. Тот самый смерч (о нём много писали), который сломал дома, искорёжил машины, вырвал с корнем сотни могучих деревьев, перепутал линии электропередач, смял в гармошку рельсы железных дорог. Сюда, на северные склоны Кавказского хребта, донеслось его громкое эхо в виде ураганного ветра и снежной метели." ( А.И. Ваксберг "Смерч", "Литературная газета" 1976 г.).
Вернемся к фильму. Что привело к катастрофе? На мой взгляд, три фактора: психологическая неподготовленность людей, неправильное поведение инструкторов и старосты, омерзительное равнодушие директора турбазы.
С первым фактором, по-моему, ничего нельзя было поделать. Такого не ожидал никто. Только что стояла тишина и светило солнце. Все отдыхали от подъема на перевал. Буквально из ниоткуда упали первые снежинки, Зиночка восхищенно воскликнула и мгновенно обрушился ураган с метелью.
В предыдущем фильме героиня Талызиной говорила, что она бы заставила себе подчиняться. Здесь - ее инструктор Людмила кричит, командует, становится на пути, хватает бегущих людей, но объятых паникой остановить нельзя. То же пытаются делать Иван Иванович и Баширов - их просто сбивают с ног.
Инструктор Володя был безразличен ко всему еще до начала стихийного бедствия. Ссылался на простуду, но, видимо, больше всего, определила его поведение натура. В экстремальной ситуации меланхолики замирают, а у холериков адреналин вызывает жажду деятельности. Володя оказался меланхоликом и притих, его вообще не было заметно, пока кто-то из туристов не потребовал: "Ты же инструктор, веди!" Никаких решений он не принимал.
Людмила развила деятельность отчасти полезную, отчасти разрушительную. Иван Иванович, двадцатый раз шедший по маршруту, предлагал вернуться знакомой дорогой, но над активисткой довлел график и догматизм мышления. Положено идти вперед - значит вперед, чтобы не столкнуться со следующей группой. Она не понимала, что не будет другой группы. В дождь и ветер никто в горы не пойдет. В результате - уткнулись в ручей, превратившийся в бурную реку.
Анатолию Соловьеву, как и Талызиной, достался персонаж, контрастный сыгранному в предыдущем фильме. Баширова можно назвать предателем. После неудачной попытки сдержать толпу назначенный староста бросил всех, как бы в отместку за неподчинение, и ушел спасать себя с немногими послушными.
В который раз изумляюсь актерскому таланту Виктора Павлова. Он может органично сыграть и героя, и бандита, и вот такую сытую, наглую начальственную свинью, как директор турбазы Александр Петрович.
Фильм, можно сказать - бенефис Алексея Жаркова. Его персонаж сильный, мужественный, волевой, ответственный, в общем - настоящий мужик, но на меня произвел большее впечатление погибший альтруист Саша, работавший для всех, а сам не дождавшийся помощи даже от друга.
Очень обаятельный персонаж - милейшая Анна Макарьевна (Галина Макарова). Не мешает молодым веселиться, тактично утешает Веру, не паникует, кипятит чай, когда большинство лежит вповалку. Зять, уславший ее на отдых, недооценивает свою замечательную тещу.
Действующих лиц и коллизий между ними много, смотрите и оценивайте сами. В остальных ролях: Наталья Егорова (Вера), Александр Захаров (II) (Кирилл), Александр Коваленко (Андрей Линьков), Наталья Гущина (Марина), Картлос Марадишвили (Гоги), Михаил Бобров (Иван Иванович Горин), Валерий Захарьев (Демьян), Зиночка (В. Крылова), Михаил Семенов (Андрей), Вячеслав (Вячеслав Васильев) и другие актеры.
Мой сегодняшний обзор закончен, надеюсь вас заинтересуют предложенные фильмы. Предыдущая подборка картин о приключениях на природе: "Страна алмазов, золота и других подземных богатств": 3 забытых советских фильма о Сибири".