Почта России или СДЭК играют коробками с нашим товаром в футбол? А потом покупатели жалуются – мол, приходит все мятое и покореженное?
Что ж. Выход существует. Клеим значок «осторожно, стекло».
Правда, если верить признаниям в Reddit «секреты вашей профессии, о которых лучше никому не говорить» - работники почты на них не смотрят.
Так что - подключаем психологию. Как правило, люди используют привычные шаблоны поведения. Разбираться - почему следует поступить иначе, что именно делать, им сложно. Расходуется ментальная энергия.
Поэтому убеждать, угрожать или молить – последнее, к чему стоит прибегнуть. Проще встроиться в уже имеющуюся в голове человека шаблонную модель поведения. Ту, которая нас устраивает.
Замечательный пример – решение компании VanMoof.
Она производила дорогущие – до 2,5 штук баксов – велосипеды. Со всякими подсветками, противоугонными системами, моторчиками и т.п. – которые часто повреждались при пересылке.
А при слове «велосипед» - у нас, да и у грузчиков тоже, в голове не всплывает образ чего-то хрупкого. Скорее думаешь о тяжелой чугуниевой раме.
Решение – на фото к посту.
VanMoof не пытались объяснить перевозчикам, что их велосипеды требуют бережного обращения. С чего вообще обычному рабочему вникать в такие тонкости?
Изменив дизайн и принт упаковки, они запустили привычный шаблон поведения грузчика – «телевизоры тяжелые, но хрупкие и дорогие – кантуем бережно». И победили – повреждения снизились на 70%.
В личной жизни то же самое. Заставлять другого поступать так, как нам нравится – занятие бесперспективное. Единственное, на что мы способны повлиять – собственное поведение. Изменив его – увидим, как меняется другой.
© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.
Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.
Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 175 000+ подписчиков уже в курсе.
Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится