Читатель задал вопрос: "Я давно хотела узнать, что мешает Серафиму выходить из дома в одиночестве? Скажем, сходить самому на дворовую спортплощадку или просто пройти энное количество шагов по двору? Он может уйти в неизвестном направлении, не найдет свой подъезд, может выйти на проезжую часть или что-то еще? Интересно, что какие-то новые места воспринимаются легко - как Синий утес, например, а хоженые-перехоженные родной двор и его окрестности пугают."
Ну что ж, расскажу и об этом. О том, что может случиться.
В неизвестном направлении Серафим, конечно же, не уйдёт. Он уже давно не уходит, не убегает специально. Всё прекратилось ровно в тот момент, когда я его отловила на оживлённом перекрёстке, буквально за пару секунд до трагедии и всыпала так, что урок был запомнен на всю жизнь.
Тогда что? Много всего: когда сын один, мир вокруг кажется ему слишком ярким, слишком громким, огромным. И в этот момент подступает страх.
Такой большой, что сын мой полностью отключается от реальности. Может выйти на проезжую часть, не услышать сигналящих машин. В это время у него только одна цель - поскорее добраться до дома. Там безопасно.
И да, как ни странно, он может потеряться. Если что-то на местности изменилось. Например, выпал снег или срубили деревья. Или вырыли на дороге, по которой он привык ходить, огромную яму.
Но я всё равно отправляю его одного периодически. Прошу вынести мусор, подождать меня где-нибудь возле погребов или на детской площадке.
Специально не тороплюсь, чтобы подольше побыл один. По-прежнему оставляю гулять возле магазина. Бывает, на час, иногда и дольше. Ждёт. Катается вокруг на самокате. Или просто ходит.
А бывает, идёт в магазин вместо меня с небольшим поручением. И я его жду.
А так чтобы вышел из дома и сам (один) смог отойти от него хотя бы на сто-двести метров, пока не получается.
В компании - хоть куда. Хоть на Синий утёс, хоть в другой город. Теперь это стало возможным. Спустя столько лет.
Думаю, что и всё остальное со временем осуществится. Когда окончательно уйдёт страх, когда сын научится владеть своим телом, ориентироваться в пространстве.
Пока для него это очень сложно. Идти посредине дороги, не прижиматься к домам и машинам, не волноваться, не взмахивать руками.
Он ведь по-прежнему всякий раз очень сильно волнуется, когда знает, что придётся выходить из дома одному. Хоть и знает, что его не ждёт ничего страшного.
До мусорки добежит, конечно, на очень большой скорости туда и обратно. А если скажешь, дойди до погреба, там тебя встретит отец, нужно ему помочь - будут сюрпризы. До или после. Но точно будут.
Сразу начнёт носиться из угла в угол, отключив слух и без конца повторяя свои шесть фраз. Потом будет злиться, пыхтеть и топать ногами.
Если всё происходит перед выходом - нарочно тянуть время. То ему в уборную нужно, то попить. По итогу всё равно выходит из дома, но в очень подавленном настроении.
Чем это всё грозит? А грозит это всё мелтдауном. Пока держится парень, но делать ему это очень сложно. Когда он один и вот вот должен выйти на улицу.
Поэтому я не настаиваю. Просто прошу, жду, когда будет готов. Разговариваем с ним перед выходом.
Я ему объясняю, что он уже совсем взрослый человек, что всё равно рано или поздно наступит такой момент, когда ему придётся передвигаться самостоятельно хотя бы по маршруту дом-магазин. И даже время от времени спускаться в погреб за картошкой.
Не уверена, что в эти минуты он слышит всё, что я говорю. Но что-то ведь слышит. Потому что вздыхает тяжело, успокаивается и уходит.
И я наблюдаю с балкона или из окна, как он идёт по улице полубоком, совсем не так, как ходит со мной или с отцом. Или ещё с кем-то. Абсолютно неуверенно, очень медленно. Или наоборот, очень быстро. Но всё равно идёт. Назад не возвращается. Чётко выполняет инструкции.
Возможно, когда-нибудь он дойдёт сам и до магазина. Но точно не сейчас. Пока не готов. Идти далеко. И этот самостоятельный поход может закончиться очень большим нервным срывом.
А мне бы этого очень не хотелось.
Пока всё так, как есть. Будет продвигаться вперёд очень медленно, привыкать к новым условиям. Если что-то изменится, я об этом обязательно расскажу. И как всегда жду ваших советов.