Анечка родилась в стандартной советской семье и росла довольно милым ребёнком. Однако, когда ей исполнился всего годик, у родителей начались скандалы и ссоры, а иногда и вовсе отец позволял руку поднять на мать и это при том, что ещё и погуливать умудрялся. В конечном счете, спустя пару лет, родители развелись и её мама, Надежда Ивановна, увезла малышку в свой родной городок. Там она устроилась на завод, получила комнату в общежитии и стали жить как все: дочь днём в саду, она - на работе.
На заводе молодая женщина привлекала к себе повышенное внимание, ибо обладала яркой и очень привлекательной внешностью. Да к тому же ещё и в разводе! Так что, местные джентльмены слетались, как пчёлы на мёд. Кто невинно и застенчиво поглядывал, а кто и со всякими глупостями приставал.
Надежде Ивановне, конечно, льстило всеобщее повышенное внимание, но близко она никого не подпускала… ровно до тех пор, пока не встретила Жору. Тут у молодой женщины просто “снесло крышу с петель”. Да и Жорик был ещё тот ходок. Словом, голову он ей заморочил капитально, а жениться так и не сподобился. Когда же узнал, что Надюша ждёт от него ребёнка и вовсе исчез… из города… и из её жизни - раз и навсегда. Поминай как звали!
Женщина настолько полюбила этого мужчину, что решила оставить от него дитя, во что бы то ни стало. И это при том, что в те времена нужно было обладать железной выносливостью и стальным характером, учитывая нравы и мораль, чтобы решиться на подобное, будучи незамужней дамой. Но даже это её не остановило.
И вот уже у шестилетней Анечки рождается братик Михаил. А Надежда Ивановна одна на своих плечах несёт эту ношу, ведь помощи ждать не от кого. А потому, Анюте с ранних лет начали закладывать в голову, что она обязана маме всегда и во всём помогать, причём, беспрекословно. Так всё и было, ведь другого расклада девочка просто не знала.
И вот малышка бутылочку принесёт, сосочку подаст, в колясочке братика покачает, пелёночки поскладывает, а надо и песенку споёт, лишь бы он не плакал. Надежде, конечно, стало полегче, ну, насколько это было возможно. Благо, в те времена и сады, и ясли - все блага для рабочего человека. Отчаяние потихоньку проходило, и жизнь, вроде, начала налаживаться.
Как только Надя смирилась, что быть ей матерью - одиночкой, так в её жизни неожиданно появляется настойчивый ухажёр Валерий. Внешне, конечно, не красавец, зато не пьёт, не ругается, просто, подарок судьбы. Да ко всему прочему и Наденьку как любит - на руках готов носить и деток её как родных принять. А, что ещё женщине нужно для счастья?
Надежда пораскинула мозгами и решила, что детям как ни крути, а отец нужен, так почему бы и не Валера? И вот они уже подали заявление в ЗАГС, а там и расписались на скорую руку. Казалось, наконец, семья - полная чаша! Чего ещё желать? К тому же, выяснилось, что Наденька снова в положении.
На этот раз уж очень её сомнения одолевали, ну три ребёнка - это уже явный перебор. Да и намыкалась она с детворой. Тут бы этих двоих на ноги поставить, куда ещё третьего? Однако супруг и слышать ничего не хотел:
- Надюша, у нас должен быть обязательно общий ребёнок! Поверь, от этого я не стану меньше любить двух твоих детей, они все будут на равных! Да и квартиру свою дадут от завода, ты только представь! - вытянул козырного туза из рукава Валерий.
В общем, Надежда подумала и всё-таки решила оставить всё как есть: "Где двое, там и трое, а квартира своя - ох, как не помешает!". Не откладывая в дальний ящик, она сразу пошла к начальнику завода, прихватив с собой справку о своём интересном положении. Её сердечно поздравили и тут же поставили первой в очереди на получение собственного жилья. А ну-ка, шутка тебе три ребёнка?! Это уже мать - героиня! И всё пошло как по маслу, она и сама не верила, что такое возможно.
Однако, как только она родила Митюшу, её супруг как с цепи сорвался: беспробудные пьянки, вплоть до того, что начал всё из дома выносить. Как выяснилось позже, он был закодирован. А узнав, что стал отцом, решил на радостях пригубить. Вот и пригубил… да так, что семью погубил. Какое-то время Надежда конечно надеялась, что всё устаканится и наладится, но время шло, а становилось только хуже.
*****
И вот Надежда снова осталась одна, но уже с тремя детьми на руках. Благо, от завода таки получила просторную квартиру, в которой места хватало всем, чего не скажешь о материальной составляющей. Вот тут-то у Аннушки и вовсе детство закончилось - теперь на ней два маленьких братика, ведь маме надо помогать. А мама, кстати, была дамочка с характером, так что с ней не забалуешь. И воля девочки была полностью подавлена.
Так и распределились обязанности: мама трудилась на основной работе, да плюс подработки хватала разные - их же нужно кормить, одевать, обувать, словом, растить. А мальчики оставались полностью на сестрёнке. Уроками она занималась поздними вечерами, когда малыши уже мирно сопели в своих кроватках. Потому и не удивительно, что как только Анне исполнилось 18 лет, она тут же собралась замуж.
Надежда Ивановна, конечно, была не в восторге, но что делать, пришлось смириться. Сыграли свадьбу, как полагается, и молодые сразу же уехали в Ташкент. Там Анечке пришлось совсем несладко: менталитет восточный, муж - боксёр, да ещё и с характером ого-го! Однако, на первых порах молодые были влюблены, и она всячески старалась быть хорошей женой, а он заботливым мужем. Но.. только на первых порах.
Немного погодя, супруг стал в рюмочку заглядывать, да свою Нюрочку поколачивать. А учитывая, что он профессиональный боксёр, можно себе представить и силу удара и меткость. Аннушка терпела и молчала, лишь бы не возвращаться в отчий дом. Здесь, по крайней мере, она ни в чём не нуждалась.
Но, как говорится: дальше - больше. Однажды супружник так разошёлся, что бедная девушка даже сознание потеряла. После чего её, естественно, госпитализировали, а ему пришлось сообщить Надежде Ивановне, что так мол и так. В процессе беседы, мать Анны поняла, что это частая практика и решила спасать дочь. Да и ей помощь по дому лишней не будет.
Уже через неделю она была в Ташкенте, собрала все её вещи, а мужа дочери отправила подавать заявление на развод. Короче говоря, когда Анну выписали, её тут же отвезли на бракоразводный процесс, а следом усадили вместе с мамой в поезд и на этом вся её семейная жизнь окончилась. Самое странное, что Надежда Ивановна даже не сочла нужным что-либо спросить у дочери, она всё порешала самостоятельно.
*****
И вот, как говорится: "песня та же, поёт она же"! Снова Аня ухаживает за братьями, мама трудится, но теперь и ей пришлось работать - ведь всё во благо семьи. О личной жизни девушка, конечно, мечтала, но… мама, как цербер стояла на страже:
- Ты уже один раз вышла замуж! Так еле жива осталась! Так что, давай, выбрасывай эту дурь из головы! У тебя вон братья подрастают, о них надо думать! - и в этом была вся Надежда Ивановна.
Шли годы. Вот уже и братья подросли. Михаил привёл в дом невестку, которая тут же забеременела. У Анны поселилась лёгкая зависть в душе, ведь та младше её на 7 лет, а уже семья и скоро ребёнок будет. “А чем я хуже?”: вертелось буравчиком в её голове. И она стала встречаться с парнем из соседнего двора, в тайне от мамы, конечно.
И вот, когда невестку увезли в роддом, Аня объявила маме, что тоже в положении, на раннем сроке. Естественно, Надежда Ивановна безапилляционно заявила, что этому не бывать и отправила ту в больницу. Тем более , что отец ребёнка жениться на ней вовсе не собирался. Девушка, как всегда, послушно собралась и пошла, но перед этим решила навестить своего новорожденного племянника.
Вот этот визит всё и решил! Как только она увидела этого кроху в руках у невестки и её счастливое лицо, всё в ней взбунтовало, и она впервые ослушалась свою авторитарную мать. Вернулась домой и заявила, что будет рожать несмотря ни на что, даже если та её выгонит из дома. На этот раз Надежде пришлось смириться, так как поняла, что тут уже дело пахнет керосином.
По неизвестным причинам, роды у Анны начались на два месяца раньше положенного срока. Через неделю девушку выписали, а вот малыша оставили в барокамере. При этом, ей настоятельно рекомендовали делать всё необходимое для того, чтобы когда придёт время забирать малыша, молока у неё было в достаточном количестве.
Первые дни она ещё занималась собой, проделывая все необходимые манипуляции как её научили, а потом решила, что и на искусственном питании вполне себе можно прожить. "Не вижу смысла так над собой измываться": пришла Аня к нехитрому выводу. Домашним, конечно, это было непонятно, но она взрослая девушка, сама знает, что делает. Мать попилила несколько дней да и замолчала, понимая, что всё бесполезно.
В назначенный срок сынишку забрали и привезли домой. На него было страшно смотреть: малюсенький, худюсенький, кожа да кости, и в чём только жизнь держится? И вот такую кроху на искусственное питание… невестке стало нестерпимо жаль малыша и она периодически сцеживала ему в бутылочку своё молоко, чтобы хоть какой-то иммунитет сформировать у этого создания.
А у Анны, тем временем, всё чаще стали проявляться странности в поведении, на которые ранее никто и внимания-то не обращал. То она ответит что-то невпопад, то ребёнка покормить забудет, а-то и вовсе малыш лежит с полным памперсом, а ей всё нормально:
- Ну и что? Что тут такого? Полежит немного, ничего с ним не станется! - огрызалась она на замечания родных.
Тревогу забили, когда услышали как она на кого-то ругается отборной бранью, находясь при этом в комнате совершенно одна. А так как семья большая, все и забежали посмотреть, что происходит. Анна смотрела в стену и крыла на чём свет стоит непонятно кого. Тут уж никаких сомнений не осталось, срочно нужна профессиональная помощь.
Надежде Ивановне стоило немалых усилий определить её в стационар. Когда приехала скорая помощь и Аню попытались тут же отвезти, она просто раскидала всех на своём пути и сбежала из дома. Никто такой прыти от неё не ожидал, да и силы у неё оказалось, как у хорошего борца. А вернулась она уже спустя пару часов с оглушительными криками:
- Вы тут все предатели! Я же - мать! Как вам не стыдно ребёнка лишать матери?! Звери, а не люди! - обильно перемешивая всё это с нецензурной бранью.
Неожиданно, но Надежде Ивановне досталось больше всех. Никак не удавалось успокоить разбушевавшуюся девушку, несмотря на то, что все говорили мягко и спокойно, понимая её состояние. Ей всячески пытались объяснить, что ребёнку будет только лучше, если его мама восстановится и вернётся здоровой. И тут совсем началось самое настоящее извержение вулкана:
- Что? Это я-то не здорова? Да это вы тут все больные! Короче, я забираю своего ребёнка и мы уходим! - и она стала хватать малыша и пытаться выйти с ним на улицу в том, что на них было надето дома. И это при том, что на улице стояла поздняя осень и лёгкие заморозки.
Куда она собиралась - непонятно, ведь идти ей было совершенно некуда. Да, еще и маленького ребёнка с собой. Тут уже пришлось действовать по ситуации. Словом, общими усилиями, но Анну отправили в нужное отделение, в котором она и провела почти 2 месяца. А выписывая, ей дали чёткие и настоятельные рекомендации, что теперь она пожизненно должна принимать определённые препараты, причём, ежедневно.
Первое время Анна послушно выполняла требования медиков и казалось, что недуг отступил и девушка полностью восстановилась. Она, как прежде, смеялась, шутила и абсолютно адекватно себя вела. Вся семья успокоилась и расслабилась. Наконец-то, можно было ни о чём не беспокоиться.
Однако, некоторое время спустя, странности стали вновь о себе напоминать. Как оказалось, Аннушка прекратила принимать таблетки в тайне от всех, при этом уверяя, что конечно же пьёт. И результат не заставил себя долго ждать. Только на этот раз, девушка стала максимально агрессивной и совсем неуправляемой.
Снова к ним в дом мчится карета скорой помощи, только теперь её вызвали так, чтобы Аня не знала, ибо удержать её дома не смогли бы даже всей семьёй. И снова стационар на несколько месяцев. Молодую женщину было безумно жаль, но помочь ей в данной ситуации, увы, никто не мог, кроме профессионалов.
И такая ситуация повторялась много лет кряду. То затяжная ремиссия, то вновь обострение, потому как она в очередной раз прекращала принимать лекарства, считая, что они ей больше не нужны. И как бы её ни уговаривали, как бы не разъясняли, что для неё это жизненно необходимо, всё было бесполезно.
*****
Братья повырастали, женились и разъехались кто куда, и осталась Надежда Ивановна один на один со своей дочерью и её недугом, не считая сына Анны. Но и он со временем подрос, женился и уехал подальше от всех этих страстей. И только теперь, к Ане пришло понимание, что прекращать приём лекарств нельзя ни в коем случае. Ведь жизнь, почти, пролетела, а ей и вспомнить нечего, кроме этих бесконечных больничных коридоров с весьма своеобразными пациентами.
Теперь она уже сама стала бабушкой, но так и живёт вместе с мамой, которая всем отвечает:
- Это мой крест. И нести мне его до конца своих дней.
И даже не задумывается, что этот крест она сама себе на шею повесила, а вероятно, и осознанно это сделала, дабы на старости не остаться совсем одной. Возможно, жизнь Анны сложилась бы совершенно иначе, позволь ей в своё время Надежда Ивановна устроить личную жизнь. Но, как говорится: “История не терпит сослагательного наклонения”.
Так и коротают жизнь вместе эти две одинокие женщины, радуясь редким встречам с внуками и детьми, а в остальное время, заботясь друг о друге.
Автор: Эллина Владис.
Чтобы не пропустить новые интересные для вас публикации, подписывайтесь на канал! Комментируйте, делитесь в социальных сетях!
Копирование материалов и публикация без упоминания автора и ссылки на канал запрещены.