Уже вечером, когда Саша и Юля ушли, Таня рассказала маме об Ане.
— И что мне теперь делать? — выговорившись, с облегчением вздохнула девочка.
— А что этот Гоша так хорош, раз из-за него такие перипетии? — поинтересовалась женщина.
— Да, нет. — Таня пожала плечами. — С ним, конечно, весело, но сказать, что он принц на белом коне, я не могу.
— Ну, каждой принцессе свой принц. — улыбнулась Анастасия. — Хотя ты же знаешь, что я не сильно люблю, когда девочек представляют принцессами. Да и принцы бывает так и не становятся королями, потому что их королевством правит здравствующая королева мать.
— А у королевы-то муж король? — попыталась переварить информацию девочка.
— Неа. — улыбнулась мама Тани. — Муж королевы это просто муж королевы.
— Ну, ничего себе задачка с неизвестным условием. — хмыкнула девочка.
— Да и принцам с принцессами бывало не сладко. — продолжила Анастасия. — Кроме обычного обучения они должны были соблюдать массу формальностей, которые положены по этикету. А жениться или выходить замуж, только за людей определенного круга.
— Раз Аня из Гошиного класса значит они из одного круга? — высказала предположение девочка.
— Да нет. — покачала головой мама. — Раньше были и обедневшие дворяне, и сколотившие свое состояние купцы. А принадлежали они к разным кругам.
— А у Аниной мамы косметический салон.
— А у Гошиных родителей?
— Точно не помню, но, по-моему, кто-то работает в банке.
— Нуууу, скорее и того и другого я бы отнесла к купечеству. — улыбнулась женщина.
— Ну, вот видишь! — тяжело вздохнула девочка. — Все-таки они из одного круга, а я взялась не пойми откуда, да еще в представлении Ани, ей дорогу пытаюсь перейти.
— Что значит не пойми откуда? — заступилась за дочь Анастасия. — Нынешнее положение родителей Ани и Гоши понятно, но неизвестно кто у них в роду был! А у тебя-то точно дворянские корни! Хотя взращивать в себе гордыню точно не стоит. Александра Федоровна, не смотря на свой статус императрицы, со своими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла курс сестринского дела. К счастью, и сейчас есть прекрасные обеспеченные семьи, которые можно отнести к купечеству, которые участвуют в делах милосердия, не возвеличивая свои достоинства.
— То есть принцы и принцессы не по крови, а по духу все-таки есть? — прищурилась девочка.
— Тань! Ну, что ты привязалась к этим принцам и принцессам? Есть просто люди, в которых намешено хорошее и плохое, и как оно там в жизни повернет у каждого — неизвестно. Жизнь долгая, и хотелось бы двигаться в сторону света. А для этого совсем не обязательно выходить замуж за принца.
Таня сидела надув губы.
— Что? — засмеялась мама. — За принца замуж хочется?
Таня задумалась.
— Да нет, наверное. — неуверенно ответила она.
— Он же ускачет в другое государство, а тебе придется самой все разруливать. — с легкой иронией добавила Анастасия.
Таня с недоверием посмотрела на мать.
— Да, да….дела у принцев часто требуют уехать без промедления и затягиваются на годы. Может лучше попробовать заметить другого?
— А любоффь? — жалобно спросила Таня.
— Любоффь… — передразнила Анастасия и обняла дочь. — А любовь бывает не только к принцам и вообще это не искра, а глубокое чувство, которое дает силы жить и развиваться.
— И ффсе? — поморщилась девочка.
— А где же вздохи на скамейке при луне? — улыбнулась женщина.
— Ннну? — пожала плечами девочка.
— Согласна, без романтики никак… — поцеловала в макушку дочку Анастасия. — И чтобы сердце замирало, и чтоб дышать с ним унисон, и чтоб в душе все трепетало, и был он явью а не сном… Только это все зарождение любви… Влюбленность, семечко, которое может погибнуть от непогоды и умереть.
— Грустно. — вздохнула Таня.
— Грустно. — согласилась мама. — Но может и лучше, если не жизнеспособное семечко погибнет?
— А жить-то дальше как?
— Пфф… фыркнула мама. — Тань! Люди живут даже после потери близких, а уж потеря влюбленности это, конечно, тоже сильный эмоциональный удар, но не стоит его ставить на одну плоскость.
— А если я влюблюсь, а меня даже не будут замечать? — девочка почесала нос.
— Ну, конечно для жизнеспособной любви нужна взаимность, но некоторые, обретя такую любовь к объекту, который не замечает, создают прекрасные творения. Многое создавалось именно вопреки тому что не любят. И эта любовь была однозначно любовью, потому что она была со-зи-да-тель-ной, она рождала прекрасное. Любовь-свет излитый через произведения.
— Что-то ты меня совсем загрузила. — помотала головой девочка, как будто стряхивая информацию.
— Так это долгая история, Танюш. — женщина крепко прижала к себе дочь. — Надо жить, расти! Надо как семя вызревать, чтобы быть способной на любовь. Тут ключевое слово-жить! Жить при любых обстоятельствах. И тогда есть надежда, что посадишь жизнеспособное семечко.
— А бывает же, что люди так и не встречают любовь? — встревоженно спросила девочка.
— Танюш! — женщина погладила дочку по руке. — Любовь бывает в разных видах. Есть же любовь близких, есть любовь друзей, без которых невозможно прожить, есть любовь к делу, к которому твоя личность тяготеет.
— А если она ни к чему не тяготеет? — надула щеки Таня.
— Ищи, солнце, ищи, что тебе близко. И не обязательно, что оно в единственном экземпляре, и не обязательно, что всю жизнь это будет тебя радовать. В жизни столько всего прекрасного, просто не нужно уподобляться лошадям в шорах.
— В шорах или шортах? — прищурилась Таня, и внимательно посмотрела на маму.
— Угу. — улыбнулась та. — Лошади в шортах…
— А что? — пожала плечами девочка. — Идут такие лошади в шортах.. Па-рам-пам-пам… В шляпках или с розой в гриве, и все на улице начинают аплодировать.
— Угу. Гены папы — режиссера в тебе бьют ключом. — сдерживая улыбку, произнесла Анастасия.
— Ма! — фыркнула девочка. — Я вроде режиссером не собиралась никогда стать.
— Как знать, солнышко, как знать, как в жизни все повернется.
— Ага! И Юлю в главной роли буду снимать. — буркнула та. — Хотя, ты знаешь, а ведь в этом есть соль! — девочка, которая никогда не задумывалась об этом, даже привстала с дивана.
— Ты ж вроде переводчицей хотела стать?
— Ну да. — печально вздохнула девочка.
— Тань. Режиссер — трудная профессия! Хотя у нас есть прекрасные маститые состоявшиеся женщины.
— Отметаем? — прищурилась девочка.
— Тебе жить, тебе решать. Знаешь, это как писателям советуют начинать писать только в том случае, если они не могут не писать, так и режиссеры, мне кажется, должны снимать только, когда они просто жизни другой не представляют.
— Мдаааа.. — поморщилась Таня. — Что ж все так серьезно-то?
— Это жизнь, Танюш! — развела руками Анастасия. — Главное, на нее смотреть не глазами лошадей в шортах и в шорах! — не выдержала и рассмеялась она.
— Так шо там за шоры все-таки? — Таня снова прищурилась.
— Шоры это такие специальные пластины, которые надеваются на морду лошади, чтобы она не видела боковым зрением ни-че-го, а только смотрела вперед по одной линии. Быть в шорах это не видеть многого. — пояснила женщина.
— А хорошенькие были бы те лошади в шортах и шорах. — с иронией произнесла девочка.
— С розовыми ленточками? — с такой же иронией переспросила мама.
— Ну, уж нееет! — покачала головой девочка. — Скорее всего в шелковых шортах изумрудного цвета и с ярко-желтыми чайными розами в гривах. — игриво добавила девочка.
— А шоры?
— Просто серебряные. — с наигранным вздохом ответила Таня.
— Да чего уж там! — хохотнула женщина. — Изящество всегда в простоте.
— Думаешь? — пряча улыбку, переспросила девочка.
— Уверена. — улыбнулась женщина.
— Хотела бы я посмотреть на таких коняшек.
— И я! — рассмеялась Анастасия.
— Позову, когда увижу. — заверила ее дочь.
Анастасия предложила пойти спать, чтобы может быть во сне увидеть этих прекрасных лошадей.
— А потом расскажем друг другу. — предложила Таня.
— Обязательно. — согласилась Анастасия. — А где лошади, там и конь! Может и принц кому приснится… — с иронией добавила она.
— Может. — рассмеялась девочка и побежала в ванную комнату.