Для того, чтобы получить что-либо в этом мире необходимо приложить усилия. Результат, конечно, зависит от многих факторов, сопутствующих усилию - продуманность, влияние обстоятельств и других людей, правильный план, удача, судьба и т.д. Но самый главный фактор, с которого всё начинается - желание.
А самое важное в жизни - желание счастья, что сопоставимо с желанием наслаждаться. Как можно больше наслаждаться и как можно меньше страдать.
Чтобы это обрести, также необходимо приложить усилие.
Вполне вероятно, что большая часть наслаждений и страданий, которые испытывает человек, связана со взаимоотношениями с другими людьми. Отсюда следует, что если мы хотим счастья, то надо прилагать усилия прежде всего именно в этом направлении, в направлении отношений. Чтобы в результате получить ожидаемое (хорошие взаимоотношения, приносящие наслаждение), необходимо продумать, как это сделать, составить план, учесть свои возможности в принципе и своё состояние на данный момент и затем начинать действовать.
На первом месте в плане скорее всего будет располагаться такой пункт:
"ОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ".
Их достаточно много и, в идеале, они должны приобретаться ещё в детстве. Но если этого не произошло, как часто бывает, то необходимо заполнить пробел, начав с самых важных. Например, с ассертивности.
Это достаточно новое слово, произошедшее от латинского "asserere" - "утверждать", которое было введено психотерапевтом Мануэлем Смитом как психологический термин, означающий способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него (это из Википедии).
В принципе здесь всё понятно и, возможно, не требовалось специального обозначения этому навыку, ведь это часть естественного поведения. Казалось бы, зачем уделять этому столько внимания? Ведь совершенно логично, что человек всегда будет поступать именно так - отстаивать свои интересы, делать то, что надо для своей жизни и не зависеть от того, что о нём подумают (в том случае, конечно, если его поступки не приносят беспокойства другим). Но на деле оказывается всё далеко не так.
Этому понятию "ассертивность" придаются, кстати, и другие значения, более расширенные, но все они так или иначе говорят о том, что человеку надо уметь правильно взаимодействовать с другими людьми и, в частности, уметь правильно отстаивать свои интересы.
Так почему же на деле всё далеко не так, как должно быть с точки зрения логичности и естественности? Именно поэтому, потому что наша жизнь не всегда логична и естественна. Поэтому и происходит дисбаланс. Что такое естественная жизнь? Это жизнь в гармонии со всем окружающим миром, с людьми и природой. И вот как раз с природой и нарушено общение. В городской жизни практически нет места природе, хотя часто можно увидеть, как людей тянет пойти в парк (или в лучшем случае - в лес), побыть среди деревьев, посмотреть на небо сквозь их крону, походить по земле, а не по асфальту. Об этом много чего можно сказать, но так или иначе этого нет и попытки как-то компенсировать недостающую часть жизни - завести дома животное или растения в принципе картину не меняют.
И эта неестественность присутствует не только в физическом местонахождении, но и сказывается на отношениях между людьми. Если в далёкие времена люди волей-неволей должны были правильно взаимодействовать, чтобы выживать совместно среди природы, то сейчас в этом, казалось бы, нет явной необходимости. Выживать, зарабатывать деньги, на которые можно купить продукты, одежду и платить за жильё, сейчас можно и в одиночку (разными способами). Или, сведя общение к минимуму. Люди также зависят друг от друга как и в далёком прошлом, но эта зависимость не очевидна, может показаться, что её и нет вовсе, а мы зависим от чего-то другого, например, от технологий, от науки.
Поэтому навыки общения уходят на второй план и обучение им если вообще происходит, то как-то косвенно, между делом. В результате появляются сложности, которые пытаются решать психологи и, как следствие, естественным жизненным способностям общаться даются определённые названия, а затем изыскиваются способы приобретения этих способностей. Таких, как в данном случае - АССЕРТИВНОСТЬ.
(продолжение следует)