Как только начались боевые действия в районе Сектора Газа, русскоязычный сегмент интернета начали заполнять нелепые аналогии, связанные с давно погасшим чеченским конфликтом. Строятся все эти сравнения на довольно зыбкой почве. Там кричат «Аллаху акбар!», и здесь вроде кричали. Там, говорят, террористы, и здесь были террористы. Там атака на рейв-фестиваль, у нас – Норд-Ост. Там ЦАХАЛ, тут – федералы. Там какие-то ребята с непонятным для обывателя юридическим статусом, у нас – непризнанная террористическая ЧРИ.
Все эти аналогии напоминают сравнение Австралии и Австрии. Ну, созвучно же! На деле ситуация в Палестине и в Чечне 1990-2000-х отличается чуть более чем полностью. И разобраться в проблематике важно, чтобы не попадать в воронку лживых сопоставлений. Итак, начнём.
Миф 1. «Ичкерия и ХАМАС – боевики, бросившие вызов законному правительству».
Так называемая Чеченская Республика Ичкерия не была признана ни одним государством в мире и являлась по сути сепаратистским регионом России, где власть захватили откровенно криминальные элементы. Вопреки Конституции нашей страны они взяли курс на отделение. К слову, на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 года 75,9% населения Чечено-Ингушской АССР проголосовало за сохранение единого Советского Союза (это больше, чем в среднем по РСФСР и на четверть больше, чем в Москве и Ленинграде). Представить себе такие результаты гипотетического референдума среди палестинцев о пребывании в составе Израиля нереально.
Палестина имеет международное признание 138 государств-членов Организации Объединённых Наций, а также закреплённое обязательными решениями Совета Безопасности и многочисленными резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН право на создание собственного полноценного и суверенного государства. Это право отрицает Израиль при поддержке США. Действительно, ХАМАС контролирует лишь Сектор Газа, а официальными властями Палестины считаются приверженцы Махмуда Аббаса и ФАТХ, правящие на Западном берегу реки Иордан. Однако это внутренние палестинские дела и дела не касаются.
ХАМАС не являются сепаратистами, не стремятся отделить Сектор Газа от Палестины. Они спорят за власть с ФАТХ, причём не без основания: на последних парламентских выборах в 2006 году «Исламское движение сопротивления» получило 74 места, в то время как партия Аббаса – всего 45 мандатов. Обе силы много лет пытаются договориться о компромиссе. В 2021 году даже собирались провести новые парламентские выборы, на которых также, согласно соцопросам, вполне мог победить ХАМАС. Пока этого сделать не удаётся.
Впрочем, всё это лирика. Невзирая на разногласия, Махмуд Аббас солидарен с позицией ХАМАС в том, что касается необходимости создания Палестинского государства, выступает против планов Израиля очистить Сектор Газа от арабского населения и осуждает варварские бомбардировки района израильской авиацией.
Миф 2. «И ичкерийцы, и хамасовцы – террористы. Нет никакой разницы между Норд-Остом и недавним расстрелом рейв-фестиваля».
Да, и чеченские боевики, и ХАМАС применяли террористические методы – то есть целенаправленно атаковали гражданских лиц с целью добиться таким образом политических целей. Но давайте говорить не полуправду, а правду. Государство Израиль было создано в том числе террористами, а именно: террористическими, в самом классическом понимании, организациями «Хагана», «Иргун», «Лехи», которые совершали чудовищные преступления в том числе против гражданского арабского населения.
Добившись создания независимой страны, еврейские националисты, естественно, потеряли надобность в обычных терактах против мирных жителей. Они сконцентрировались на том, что называется государственным терроризмом. Регулярные похищения людей по политическим мотивам, в том числе женщин и детей – факт. Постоянные авиаудары по Сектору Газа, в результате которых гибнет огромное количество невинных граждан – факт. Жестокие пытки задержанных по подозрению в антиизраильской деятельности палестинцев – тоже.
Дайте палестинцам сформировать своё государство, и не будет никаких терактов. Зачем они будут нужны? А предоставьте палестинцам такую же авиацию и снаряжение, как у ЦАХАЛ… Ну, вы поняли.
Также следует помнить, что Израиль, исповедует концепцию «народа-армии». Поэтому там служат все, включая женщин. Самих гражданских людей Тель-Авив использует не только в качестве базы резервистов, но и как демографическое оружие. Я имею в виду колонизацию Западного берега реки Иордан. Еврейские поселения растут, как грибы, при этом являются незаконными. Их сноса требует практически всё мировое сообщество – и ничего. Араб видит в каждом еврее поселенца-колонизатора. Ровно так же смотрит на еврея израильское правительство.
Отзеркальте на чеченскую историю. Хотела ли Россия заселить Чечню? Как бы не так. Большинство русских выгнали из региона задолго до начала Первой Чеченской кампании. После нашей победы никто русскими субъект не заселил. Никаких «русских поселений на берегу Терека» нет, хотя по закону и по справедливости наши люди имеют право возвратить своё имущество. Видеть «колонизатора» в москвиче, пришедшем в московский же театр на Дубровке, чеченский боевик никак не мог.
Ну и нынешняя Россия имеет отнюдь не такие истоки, как Израиль. Отдельная от СССР Российская Федерация в 1991 году была создана алкоголиком Ельциным, перебежчиками из КПСС, либеральными фанатиками, кем угодно, только не террористами. Ельцин спорил за власть с Горбачёвым, а не устраивал подрывы ячеек компартии. Основатели же Государства Израиль именно террористической деятельностью и занимались.
Миф 3. «Россия утюжила Чечню, ну так и Израилю можно утюжить Газу».
Нет, это не так, потому что никаких резолюций Совбеза ООН по Чечне не было, а по Палестине были и есть – они обязательны для исполнения всеми членами Организации Объединённых Наций, в том числе для Израиля. Бомбардировки Газы – это не удары по своему мятежному региону, а агрессия против соседнего государства. Конечно, можно выяснять, «кто первый начал», но продуктивнее ответить на вопрос, какое из государств существует на деле – израильское или палестинское? И почему израильское существует, а палестинское нет, хотя решение о его создании приняли ещё в 1940-х?
Россия воевала на своей законной территории. И, несмотря на жёсткость противостояния, применяла самые жёсткие требования фактически к себе самой. Только за 1999-2001 годы военная прокуратура завела 1700 уголовных дел против военнослужащих нашей армии за конкретные преступления против гражданского населения Чечни.
Что же Израиль? От военного руководства еврейского государства мы слышим такие характеристики в отношении жителей Сектора Газа, как «человекоподобные животные», рассуждения об «отмене всех правил ведения войны» для ответа «террористам».
Вовсю применяется коллективная ответственность, чего и в помине не было при проведении КТО на Северном Кавказе. Процитируем свежее заявление президента Израиля Ицхака Герцога: «Эта риторика, что гражданские лица не вовлечены, неверна. Это абсолютная неправда. Они могли бы восстать, они могли бы бороться против этого зловещего режима [ХАМАС], который захватил Газу в результате государственного переворота». Как говорится, «творите добро», братья, «Господь узнает своих»…
Россия вкладывала в Чечню колоссальные средства, вкладывает их до сих пор. Что там говорить, даже в 1996-1999 годах, в эру Хасавюрта, когда регион фактически имел независимость, из федерального бюджета чеченским старикам выплачивались пенсии, а работникам госучреждений – заработная плата. И газ, и электричество Россия предоставляла Чечне бесплатно – сепаратистская республика попросту не могла расплатиться за поставки.
Еврейское государство и близко такого не делает – оно и понятно, ведь это по факту чужая для него территория. Когда же Израиль рассказывает, как «облагодетельствовал» Газу, поставляя воду и электроэнергию в район… Начнём с того, что 14% электричества Сектор получает из Египта, 23% производит самостоятельно (вернее, производил до бомбёжек) и производил бы гораздо больше, но из-за введённой Израилем в 2007 году полномасштабной блокады в район попросту не могут ввести топливо. Это не благотворительность, а шантаж и стремление поставить Сектор под плотный контроль.
Что касается водных ресурсов, то главным источником пресной воды для Израиля является Тивериадское озеро. Его питают реки, берущие начало на Голанских высотах – территории, которую Израиль незаконно оккупирует у Сирийской Арабской Республики с 1967 года. Так что чья бы корова мычала, а вот тель-авивская бы помолчала, в самом деле.
Подводя итог, можно сказать, что сравнивать Палестину и Чечню может только человек, затронувший по касательной обе темы. Это действительно другое. Говоря словами Владимира Путина, «Мухи отдельно, котлеты отдельно». Решать Палестинскую проблему следует не ковровыми бомбардировками, блокадами, наземными операциями и подводом к берегам Восточного Средиземноморья американских авианосцев, а исполнением решений Совбеза ООН по созданию Государства Палестина и возврату оккупированных Израилем территорий, а также возврату беженцев.