Кто такие антипрививочники, пишут все. Серьезные журналисты пишут, что это такие «общественники», деятели из народа и третьеразрядные политики (почему-то такие политики водятся только за границей, в России их нет). Врачи описывают антипрививочников как группы фриков, распространяющих заведомо недостоверную информацию. И журналисты, и врачи отмечают, что среди антипрививочников хватает… врачей и журналистов. А у меня на приеме каждая десятая мама говорит, что они не прививались, потому что против прививок. И ни одна из этих мам не имеет ни биологического, ни медицинского образования.
Впрочем, наиболее авторитетные антипрививочники как раз «в теме» - в нашей стране движение антипрививочников основала доктор биологических наук, вирусолог, защитившаяся, по иронии судьбы, в институте им. Н.Ф. Гамалеи – том самом, где вакцины разрабатывались наиболее активно.
Так что антипрививочники – не фрики. С ними все гораздо серьезнее.
Библия антипрививочников.
На самом деле книг, на которые ссылаются противники прививок, не одна, а целых три. И все они выдержали не одно издание. Самой первой появилась книга Галины Петровны Червонской «Прививки: мифы и реальность». Следом, в 2004 году вышла книга Александра Котока (возможно, фамилия не склоняется – я не знаю) «Беспощадная иммунизация». А в 2020 году я наблюдал скандал с книгой Амантонио (это никнейм, не фамилия автора) «Ну подумаешь укол. Мифы о вакцинации», когда сообщество врачей потребовало изъять книгу из продажи, причем это сообщество поддержали даже редакторы того самого издательства, которое и выпустило первое издание книги.
Вы помните еще такие случаи, чтобы только что напечатанную книгу изъяли из продажи? Я - нет.
Авторы всех этих трех книг – люди незаурядные. По крайней мере, они умеют хорошо писать по-русски, умеют искать информацию и подавать ее должным образом. Я, например, не верю, что Амантонио – просто блогер. Скорее всего он или биолог, или врач, или как минимум журналист по образованию. (Одно из изданий выпустило расследование, кто же такой Амантонио, но так и не назвало фамилии блогера. Есть лишь предположения, точной информации никто не нашел).
Я знаю, что просто прислать в редакцию рукопись по электронной почте – это верный способ сделать так, чтобы книгу не увидел никто и никогда. Рукопись должен рекомендовать или литературный агент, или близкий знакомый кого-то из редакционной коллегии издательства. Тогда рукопись хотя бы откроют и прочтут. А чтобы прочли рукопись, присланную анонимным автором – в буквальном слове анонимным – нужно ну очень постараться. И это означает, что издание книги Амантонио как минимум не случайно.
Кстати, после издания из продаж книга по-прежнему доступна на Литрес в электронном виде.
Первый тираж книги Амантонио был всего 2000 экземпляров, и на разгоревшемся скандале был раскуплен почти полностью за два дня. Так что из продажи было изъято всего несколько десятков экземпляров. После разрыва контракта с автором, книга почти сразу была напечатана уже другим издательством тиражом 12 000 экземпляров.
Паблики антипрививочников.
Интернет – зона свободы. Вам могут заблокировать один ресурс, но никто не запретит зарегистрировать новый. А социальные сети (например, ВКонтакте) предоставляют массу инструментов, чтобы вы могли продвигать или свои товары, или свою точку зрения – а часто и то, и другое.
Сообществ антипрививочников во ВКонтакте много. И некоторые из них насчитывают по несколько сот тысяч подписчиков. То есть если один из трех членов семьи имеет аккаунт во Вконтакте, это будет означать, что подписчики сообщества составляют население серьезного областного центра. Продажная стоимость сообщества составляет несколько миллионов рублей, так что денег вполне может хватить на покупку квартиры в таком областном центре. Стоимость ежемесячного содержания паблика антипрививочников во ВКонтакте может доходить до полумиллиона рублей, а доход от рекламы в месяц превышать несколько миллионов рублей.
Само собой разумеется, что управиться с таким пабликом один человек, тем боле любитель, просто не в состоянии – нужна команда профессионалов, состоящая, как минимум, из smm-менеджера, бухгалтера и менеджера по рекламе. Большой паблик в социальной сети – это всегда медиапроект, а это значит, что он кому-то очень и очень нужен.
Если у вашего сообщества настолько большая аудитория, с вами непременно кто-нибудь "захочет поговорить о сотрудничестве"
Для чего нужны антипрививочники
Я не умею проводить расследований. Просто делюсь мыслями и фактами. Все тот же Амантонио резко увеличил число своих подписчиков во время пандемии. И знаете, что странно? Что он поступил точно так же, как поступали до него все лидеры антипрививочников.
Дело в том, что объектом нападений антипрививочников во время вспышек инфекционных заболеваний является не вакцинация вообще, а конкретные вакцины конкретных производителей.
В начале 1990-х годов в Российской прессе (никаких социальных сетей тогда еще не существовало, а слова «антипрививочники» не было в природе) стали массово появляться статьи о «вреде» отечественной АКДС – адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины, которой тогда прививали детей и регулярно ревакцинировали взрослых из так называемых групп риска.
Отказаться от прививки тогда можно было, просто сказав «не хочу», так что отказы от применения АКДС быстро стали массовыми. Как следствие, заболеваемость дифтерией стала постепенно нарастать, и к 1994 году достигла сорока тысяч человек. Около тысячи из них умерли. Мало кто помнит, но «под дифтерию» тогда перепрофилировали многие инфекционные больницы, в частности 12-ю детскую инфекционную, где я работал. (Справедливости ради, я пришел туда три года спустя, но воспоминаниями об эпидемии коллеги делились со мной часто и охотно. Что-то подобное я недавно нашел в сети).
То ли так совпало, но когда в Россию стали завозить импортные аналоги АКДС, критика вакцинации в прессе волшебным образом смолкла (в 90-е вот так взять и указать журналистам, что писать, а что нет, было невозможно), а напуганные вспышкой дифтерии граждане стали вполне сознательно прививаться – так же массово, как совсем недавно отказывались это делать.
Когда началась пандемия, и почти сразу же были предложены вакцины от коронавируса аж от нескольких разработчиков, антиваксеры разделились строго пополам. Первые критиковали отечественную вакцину ("сырая, слишком быстро разработали, производят в ненадлежащих условиях, и – о ужас! – она генно-инженерная!"), вторые – импортную ("неизвестно что они там намешали, мы не знаем отдаленных последствий, неэффективна, с побочными эффектами". Это для нас с вами вакцинация была бесплатна – вакцины закупали, и количество проданных доз исчисляется десятками миллионов. На этом фоне призывы вообще не прививаться ничем выглядели как фальстарт. Еще более любопытная история произошла с вакцинами мелких производителей – тем просто отвесили по несколько пинков. Так взрослые дяди прогоняли когда-то с рынка мальчишек, торгующих с лотков сигаретами.
К чему я это все пишу? Ради трех простых фактов.
Вакцины стоят денег. Рынок вакцин для массовой вакцинации – это очень крупный рынок.
Хорошо организованные и большие группы антиваксеров этот рынок регулируют. Они очень серьезный инструмент на этом рынке.
Остается только узнать, в чьих именно руках этот инструмент.