Многие певцы, несмотря на все их старания, так и не «раскрылись» по-настоящему.
Неочевидные причины:
1.Возможно, испугавшись самих себя, не сумели раскрыть свою индивидуальность, природу своего таланта.
2.Возможно, не нашелся педагог, который сделал бы это вместе с ними.
3.Часто есть личные проблемы психологического характера,которые замыкают человека во внутреннем мире и очень трудно вырваться на свободу.
4.Бывает,что есть чувство стыда, боязни, болезненного волнения и стрессового состояния перед выходом на сцену. Это как раз проявляется как неспособность к личностному проявлению себя в творчестве. Нет свободы проявления.
Творческая личность без этой свободы состояться не может. На обретение полноты своей творческой индивидуальности, как и внутренней свободы, иногда уходят годы поисков, тренировок, смены педагогов и репетиторов.
Если существует какая-либо проблема проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве.
Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг и себя в нем мешают внутренней свободе.
Именно поэтому не все становятся певцами и тем более знаменитыми.
На занятиях по вокалу мы освобождаемся от влияния внутренних психологических зажимов, с которыми человек сам не может справиться.
Это всегда на бессознательном уровне и поэтому сам человек это не осознает.
На канале много статей и видео по психологии певца, которые помогут разобраться и устранить причины психологических зажимов.
Подборка "Психология вокала."
Внутренний мир - это и есть богатство каждого.
Задача каждого певца проникнуть в него, вытащить все самое ценное, красивое, обогатить его личным опытом. Если найти дорогу в свой мир, это дает чувство истинного наслаждения и творческого состояния.
И ТОГДА ПОЯВИТСЯ СВОБОДА ПРОЯВЛЕНИЯ.
Для этого и нужна релаксация.
Это расслабление с заданной установкой, чтобы научиться слышать и слушать себя.
Расслабление не ради расслабления, где присутствует вялость, а ради сnособности расслабить мышцy, а потом ввести ее в актив.
Вот упражнение из книги Гонтаренко Н.Б. "Сольное пение: секреты вокального мастерства".
Необычное упражнение no peлaкcaцuu на пассив-актив разных мышц.
Все действия выполняются лежа на спине.
1. Наблюдайте себя со стороны.
2. Ощутите контуры своего тела, как бы начертанные в воздухе.
3. Закрыв глаза, ощутите свое тело изнутри (1-2 мин.).
4. С закрытыми глазами мысленно путешествуйте внутри своего организма (прочувствуйте каждый внутренний орган).
5. Начиная со стопы и пальцев ног и постепенно переходя к туловищу, а потом к голове, начинайте каждую мышцу в теле вводить в актив (напряжение), потом в пассив (расслабление). Помогайте воображением: будто костные суставы наполняются воздухом при активе, nотом освобождаются от него nри nассиве.
Можно nодключить ощущения: тяжесть- легкость, зажим- разжим. При пассиве мышцы как бы «тают», «растворяются».
6. Ягодицы, живот, пах прочувствовать на активе и «растворить» на пассиве.
7. Позвоночник от коnчика до череnа nоддается чувству гравитации на активе, а на пассиве - постепенное расслабление до чувства легкости.
8. Поясница и весь живот напрягаются и расслабляются, входят в зажим и разжим.
9. Лопатки отделяются от позвоночника, устремляясь в разные стороны на активе; на nассиве занимают исходное положение (раздвигаем, соединяем).
10. Руки во всех суставах (локтевые, плечевые, кистевые) «наполняются воздухом» на активе и «растворяются» на пассиве.
11. Мышцы лица «растапливаются» и расслабляются.
12. Формируем ощущение тяжести в голове на активе и ощущение легкости (как воздушный шар) на пассиве.
В результате релаксации все мышцы «тают»,суставы «наполняются воздухом», а каждый орган сnособен отделиться от туловища и парить отдельно.
Вся система релаксации представляет собой своего рода медитацию.
Об авторе.
Гонтаренко Надежда Борисовна-заслуженная артистка Крыма, отличник народного образования, педагог (отделение музыки и пения Крымского государственного Института им. Фрунзе), методист по музыкально-эстетическому восnитанию (Одесский государственный педагогический институт им. Ушинского), художественный руководитель и хормейстер (воплотила на сцене 16 музыкальных спектаклей в детской оперной студии городского театра «На Большой Морской», г. Севастополь).
Моя сорокалетняя педагогическая деятельность дала мне возможность накопить огромный опыт и желание поделиться им, а 14 лет работы в созданной мной оперной студии усилили эту необходимость.
Преподавая вокал студийцам, актерам театра, студентам Ярославского театрального института, приходилось находить методы быстрого формирования голоса, а значит, открывать, освобождать его, органично прививая ценные профессиональные навыки.
Методы, которые помогали мне открыть голос, многим казались странными и выходящими за рамки общепринятых вокальных установок. Наnример, работу над певческим дыханием я начинала в положении лежа, использовала беззвуковые упражнения и вокальную гимнастику с релаксацией и т.д.
Но, благодаря именно им, я получала подтверждение результативности своей интенсивной методики.(цитата из книги.)
Каждый педагог - это творец и исследователь, который открывает новые горизонты на проблемы обучения.