Среди меломанов и аудиофилов бытует мнение, что вся советская аудиотехника была копией западных оригиналов. Так ли это на самом деле?
Разумеется, в СССР очень любили копировать иностранную аппаратуру. Ничего удивительного в этом нет, так как западная инженерная школа появилась задолго до первых советских "приемников". К примеру, дедушка Пол Уилбер Клипш (Klipsch) делал свои колонки с патентами уже в середине прошлого века. А всем нам знакомый Джеймс Буллоу Лэнсинг (JBL) получал награды за свои АС еще в 30-е годы. Тогда он сотрудничал с Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Было бы странно, если бы во второй половине 20 века советские предприятия не пользовались разработками этих отцов аудиоиндустрии. Как и в случае с автомобилями, здесь многое было заимствовано.
Однако, в СССР также производилась лицензионная аппаратура на базе западных устройств. Были и оригинальные устройства.
Что касается лицензий, то советские фирмы выпускали свои версии американских и европейских проигрывателей пластинок, магнитофонов и другой аппаратуры под своими марками, такими как "Мелодия", "Звук", "Радиотехника" и т.д. Эти копии имели свои особенности и изменения, а также адаптировались к советским стандартам и требованиям.
Если говорить про оригинальную технику, то инженеры СССР сумели разработать и выпустить несколько десятков интересных устройств. По меркам тех времен они были признаны весьма качественными. К примеру, вертушка Вега 002 был советской разработкой и этот аппарат был популярным среди потребителей. Он обладал уникальным дизайном и техническими характеристики. Если верить отзывам владельцев, то эта модель была практически неубиваема. По сей день этот проигрыватель используется любителями старой техники.
Другой пример оригинальной аппаратуры СССР - магнитофон Электроника 302 (завод Мезон). Конечно, этот продукт тоже не был полностью оригиналом, но, согласно словам коллекционеров, эта модель была сделана почти с нуля.
Таким образом, среди советской аудиотехники были свои разработки. Стоит отметить, что из-за особенностей советской системы производства и ограничений предприятия не могли выпускать по-настоящему аудиофильские устройства мирового значения, но многие модели все равно оставались популярными среди советских меломанов.