Как обычно начинается ОРВИ? Мама отводит ребенка в детский сад, а сама едет на работу. Где-то через пару часов ей звонит воспитательница – у вашего малыша температура, а еще он жалуется на… - дальше идут жалобы на головную боль, заложенность носа и так далее. Мама отпрашивается с работы, едет в детский сад и малыша забирает. Потом по дороге домой или уже дома она понимает, что все действительно плохо и начинает звонить в поликлинику. Естественно, к тому времени в поликлинике могут предложить визит врача только на следующий день. Так что впервые врач видит заболевшего ребенка ровно через сутки после того, как воспитательница в саду замечает первые симптомы.
Что делает бактериальная клетка, попавшая в организм? Она делится. На две части, каждые 20 минут, три раза за час. Если в организм попадет только одна клетка, то через 6 часов из будет уже 2 миллиона. Через восемь часов их будет миллиард. Сколько бактериальных клеток будет в теле ребенка через 24 часа, я, к стыду своему, просто не подсчитал. Если инфекция будет не бактериальная, а вирусная, то при подсчетах нужно исходить из того, что каждая зараженная клетка производит не 2, а 10 вирусных частиц. Значит, скорость развития инфекции будет намного выше.
Вывод простой: в первые сутки, когда никто ничего не предпринимает, как раз и решается, как тяжело и как долго будет протекать инфекция.
Не упустить время можно только одним способом: научить маму, что делать, когда ребенок только-только заболевает.
То, чего не делают педиатры на участке – они не обучают мам простейшим алгоритмам действий: что дать ребенку в первую очередь, как облегчить дыхание, сбить температуру, уменьшить боль.
Обучение мам, которым занимаются доктора в соцсетях, выглядит так: дайте жаропонижающее, поите, обеспечьте влажность и температуру в комнате, вызовите врача.
Совсем как в старом неполиткорректном анекдоте: «покорми собак и ничего не трогай».
Не доверяют педиатры мамам – наверное думают, что если оставить без присмотра маму больного ребенка, она немедленно побежит в ближайший сквер рвать там лопухи, поставит ребенку банки на все места и будет с утра до ночи кормить БАДами (Спойлер: нет).
Вам, читатели, лучше этого не видеть, но я видел мам, которые могли даже поменять ребенку внутривенный катетер и дать сто очков вперед любому ординатору при чтении анализа крови. Я видел мам, которые легко подбирали детям дозы лекарства и мониторили у них жизненную ёмкость легких. Маму можно научить всему. Просто этим тоже нужно заниматься.
Врачи, когда лечат ОРВИ, действуют не наобум – у них есть алгоритм действий, который называется или «национальным стандартом» или «гайдлайном», или «международным консенсусом» по ведению ОРВИ.
Там все просто (можно ввести в поисковую строку Яндекса запрос «treatment of the common cold in children» и убедиться в этом самостоятельно). Сначала идут общие слова про то, что острые респираторные инфекции (в источнике – «обычная простуда») лечатся симптоматически и проходят самостоятельно. Что антибиотики неэффективны, а аптечные лекарства, отпускаемые без рецепта от кашля и простуды у детей до двух лет лучше не применять, а у детей до четырех лет применять с особой осторожностью, а ниже – две таблички, где указаны в одной – неэффективные средства при простуде, а в другой – эффективные средства.
Неэффективными, например, называют эхинацею, безрецептурные препараты от кашля и антибиотики. Еще неэффективны мокроторазжижающие средства и (я прочел с особенным удовольствием) спреи в нос с гормонами, которые наши врачи назначают направо и налево. Эффективны – промывания носа, мед, ингаляции с гормональными препаратами в высоких дозах. Все просто.
Черт сидит в деталях: прежде чем назначить эти нехитрые средства, врач должен убедиться, что это именно «обычная простуда», она же ОРВИ. Этому докторов и учат шесть лет в мединституте. И постановка диагноза – самая трудная часть алгоритма.
Мамам алгоритм нужен чуть другой: ребенок заболел – делаем это, это и это; до визита врача (или визита к врачу) даем это и это; если видим это, это и это – вызываем «скорую».
Честно сказать, я не нашел в сети ничего подобного. Поэтому и написал алгоритм сам. И тридцать лет опыта и горы прочитанной литературы мне очень помогли.