Небольшая поправочка, ЗиУ-10 в данном случае обобщенное обозначение моделей сочлененных троллейбусов, изготовленных под маркой ЗиУ.
Троллейбусы под общим обозначением ЗиУ-10 не были сильно распространены, всего за всего годы выпуска их было выпущено порядка 1300 машин разных модификаций. Больше всего их работало в Москве и Петербурге. А третьим городом в бывшем СССР, где работали энгельсские "гармошки", неожиданно оказался украинский Черкассы. В период 1991-1993 годов Черкассы закупили 36 сочлененных троллейбусов в модификациях ЗиУ-683Б (Б00) и ЗиУ-6205. Это действительно немало, для сравнения, за всю историю Тулы эксплуатировалось всего 4 сочлененных машины модели 620520 (контакторные), полученные в период 1996-2000 годов.
Проект первого сочлененного троллейбуса ЗиУ-10 появился в 1977 году, за основу была взята модель одиночного троллейбуса ЗиУ-682 (ЗиУ-9). Прототип первого отечественного сочлененного троллейбуса под маркой ЗиУ был выпущен в 1978 году и испытывался в Москве, в 1982 году появился первый образец модификации ЗиУ-683 с тиристорно-импульсной системой управления производства Запорожского электроаппаратного завода и московского завода "Динамо", но серийное производство модели, обозначенной как ЗиУ-683Б (Б00), началось лишь в 1986 году. При этом складывалась парадоксальная ситуация на первых порах - одиночные машины выпускались с РКСУ, а сочлененные с тиристорно-импульсной системой управления, уже позднее появился контакторный вариант, как раз тульские модели 620520 имели РКСУ. Стоит также отметить, что поэтапно с начала 1990-х годов сочлененные троллейбусы изменили обозначение с ЗиУ-683* на ЗиУ-6205*, а позднее марка стала называться ТролЗа.
Троллейбусы семейства ЗиУ-10 имеют узел сочленения, аналогичный венгерским "Икарусам-280", а также один двигатель мощностью 170 кВт, что ограничивает их использование на участках со сложным рельефом.
Всего в Черкассы было поставлено 26 троллейбусов модели ЗиУ-683Б (Б00) и 10 машин модели ЗиУ-6205.
Все 10 машин модели ЗиУ-6205 находятся в Черкассах в эксплуатации, а из 26 троллейбусов модели ЗиУ-683Б (Б00) списано было 8 единиц. Таким образом, в Черкассах в настоящее время эксплуатируется 28 сочлененных троллейбусов ЗиУ. Это является самым высоким показателем среди всех городов мира на текущий момент, во многих городах сочлененные энгельсские машины уже списаны, либо их осталось буквально несколько единиц, причем они могут быть отставлены от работы.
Эксплуатация сочлененных троллейбусов семейства ЗиУ-10 в Черкассах возможна благодаря работе руководства и простых сотрудников троллейбусного предприятия, которые делают все возможное и невозможное для продолжения эксплуатации данных машин.
Канал "ПАНТОГРАФ". По материалам группы "Электротранспорт Украины".
Рекомендуемые транспортные группы в соцсетях:
Всё о транспорте, Трамваи. Троллейбусы. Автобусы. И их фанаты, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ - ВКонтакте: •••★★★ ТРАМВАЙ ★★★••• - Одноклассники.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.
Другие материалы канала по теме городского транспорта: