23 июля 1941 года около 15:00 с советского аэродрома Ханко поднялись девять истребителей И-153 "Чайка" из 4-й эскадрильи 13-го истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота и два истребителя И-16 из 2-й эскадрильи того же полка. Их целью было нанесение штурмового удара по финскому аэродрому Турку. "Чайки" несли на подкрыльевых узлах подвески груз бомб и шли на малой высоте, а И-16 прикрывали их, поднявшись на 2000 метров. Хотя в составе ударной группы летел командир 4-й эскадрильи ветеран Зимней войны капитан Леонид Белоусов, фактическим лидером являлся комиссар эскадрильи старший политрук Петр Бискуп, также участвовавший в Зимней войне и награжденный за ту кампанию орденом Красного Знамени. Что же касается пилотов И-16, то это были знаменитые асы капитан Алексей Антоненко и лейтенант Петр Бринько, уже успевшие стать к тому времени Героями Советского Союза.
Маршрут до цели "сталинские соколы" преодолели без каких-либо затруднений, однако над вражеским аэродромом их встретил плотный и точный огонь финских зенитных орудий. Как вспоминал потом Петр Бискуп:
"Зенитный огонь противника был так силен, что сквозь разрывы приходилось пробиваться, как сквозь облака. В кабины "Чаек" и И-16 проникал дым."
Результат не заставил себя ждать - И-153 младшего лейтенанта Михаила Чернова почти сразу же получил прямое попадание и рухнул на землю, объятый пламенем. Пилот погиб. Остальные "Чайки", вынужденные выполнять противозенитные маневры, сбросили бомбы неприцельно, не добившись никаких видимых результатов, после чего вышли из зоны зенитного огня и взяли курс на базу. На обратном пути Алексей Антоненко и Петр Бринько атаковали в несколько заходов расположенную близ Турку базу гидроавиации Руиссало и по возвращении заявили о двух уничтоженных на воде германских поплавковых гидропланах "Хейнкель" He-60.
Поскольку во время своей атаки пилоты И-16 заметили еще несколько стоявших в Руиссало гидросамолетов, к вечеру того же дня возникла идея повторить налет в качестве мести за гибель Чернова. Командир полка подполковник Иван Романенко одобрил предложение и в 18:40 с аэродрома стартовали два И-153, прикрытие которым обеспечивала все та же пара Антоненко - Бринько. Пилотами "Чаек" были лейтенанты Алексей Лазукин и Константин Белорусцев.
Дойдя до Руиссало, вся четверка советских самолетов приступила к штурмовке, но финны оказались наготове. В 19:05 с аэродрома Турку поднялось звено истребителей "Fokker" D.XXI из эскадрильи LeLv 30, тут же устремившееся наперехват. Возглавлял эту четверку старший лейтенант Мартти Тауно Йоханнес Калима, его ведомыми были младшие лейтенанты Саломаа, Лехто и Ярви. Финны верно оценили количество и типы неприятельских машин, а вот их противники поначалу решили, что имеют дело с шестью "Спитфайрами", поэтому прекратили штурмовку и стали на максимально возможной скорости уходить курсом на Ханко. Советские летчики сделали это неодновременно, поэтому оба И-16 оказались довольно далеко впереди, а "Чайки" отстали, причем последним шел истребитель Алексея Лазукина. Мартти Калима вспоминал:
"Один из И-153 отстал, и мы атаковали эту машину сверху и сзади. Я дал по ней очередь с большой дистанции, после чего мы стали преследовать "Поликарповых".
Хотя Мартти вел огонь с расстояния, значительно превышавшего 200 метров, ему удалось добиться нескольких попаданий и даже пробить топливный бак "Чайки", однако та не загорелась и полностью сохранила управляемость. Скорость "Фоккеров" не позволяла быстро догнать советские самолеты, поэтому погоня продолжалась до острова Эрэ. Там "сталинские соколы" развернулись и пошли во встречную атаку, поскольку поняли, что противник не отстает и от своих намерений отказываться не собирается. Над морем на высоте чуть более 100 метров начался воздушный бой, причем у финских авиаторов сложилось впечатление, что они имеют дело уже с другой более многочисленной группой советских самолетов, пришедшей на выручку первой. Финны стремились навязать своим противникам сражение на виражах и как можно ниже над водой, чтобы в полной мере использовать превосходную маневренность и управляемость D.XXI. Советские же пилоты, напротив, старались подняться повыше и получить за счет этого тактическое преимущество. В один из моментов Мартти Калима вышел в лобовую атаку на Антоненко и обстрелял И-16, разминувшись с тем на расстоянии буквально пары метров, а затем боевым разворотом зашел советскому асу в хвост на дистанцию эффективного огня. Алексея спас его напарник лейтенант Бринько, давший точную очередь по "Фоккеру" и заставивший финна прекратить атаку. Самолет Калимы получил с десяток попаданий, пришедшихся в основном на левую плоскость. Кроме того, одна из пуль снесла радиоантенну, а еще одна пробила колесо правой стойки шасси. После шести минут интенсивного боя противники разошлись без потерь, и при этом каждая сторона заявила по возвращении об успехе.
Пилоты "Фоккеров" доложили о том, что в бою последовательно участвовали две группы советских машин общей численностью в пять И-16 и семь И-153, при этом один И-16 был сбит и один И-153 получил повреждения. Обе заявки записали как достоверные победы на счет Мартти Калимы, хотя сам Мартти вовсе не настаивал на том, что обстрелянная им "Чайка" действительно упала.
Что же касается летчиков 13-го ИАП, то по итогам двух штурмовок базы Руиссало они заявили о семи уничтоженных на воде гидропланах Не-60, и эти заявки были им засчитаны. Реально же ни одного из стоявших в Руиссало гидросамолетов уничтожить не удалось, но один "Хейнкель" He-114 из германской морской разведывательной авиагруппы Aufklarungsgruppe 125 See, а также один Не-59 из поисково-спасательного штаффеля Seenotstaffel 9 все-таки получили серьезные повреждения. Не менее оптимистично оценивались и результаты воздушного боя, проведенного в районе острова Эрэ. Антоненко, Бринько, Лазукин и Белорусцев доложили, что ими были сбиты пять из шести финских машин. В итоге летчикам официально засчитали четыре личных победы - по одной на каждого - однако в описаниях этого боя в советской и современной российской исторической литературе чаще всего говорится именно о пяти победах. Большинство этих описаний имеют в своей основе версию, изложенную в 1943 году в книге "На защите Ленинграда" писателем и военным корреспондентом Николаем Чуковским. Выглядит она следующим образом:
"Слева от Антоненко - Лазукин, справа - Бринько, а еще правее - Белорусцев. Однако взгляда Антоненко на Лазукина достаточно, чтобы тот понял, что ему нужно взмыть, так как, держась на одной высоте, и притом столь незначительной, Антоненко не мог выполнить задуманный маневр. Как только Лазукин поднялся на несколько метров, вся группа развернулась. Четыре советских самолета встретили шесть самолетов противника в лоб.
Первая схватка - и два "Фоккера", сбитых Бринько и Белорусцевым, рухнули в воду. Силы уравнялись - осталось четверо против четверых. После второй схватки рухнули еще два "Фоккера", сбитых Антоненко и Лазукиным. Пятый "Фоккер" прижался к самой воде и пустился наутек. Остался один. Он пошел в лобовую атаку на самолет Антоненко.
Финн летит навстречу Антоненко, Антоненко летит навстречу финну. Оба не желают уступить дорогу. Расстояние между ними уменьшается с каждым мгновением. Столкновение кажется неминуемым. Самолет Антоненко идет ровно и прямо. Финн не выдерживает, тянет ручку штурвала на себя и проскакивает над Антоненко так близко, что самолет Антоненко даже качнуло. Однако, проскочив, он поворачивается и пристраивается в хвост самолета Антоненко.
Антоненко не замечает этого маневра. Гибель его кажется финну неминуемой. Финн быстро его догоняет. Он, вероятно, не сомневается в победе и пока огня не открывает - хочет подойти еще ближе, чтобы ударить наверняка. Но Бринько режет ему курс. Короткая очередь. Финн так и не нажал на гашетку. Последний "Фоккер" падает в воду. В небе остаются только четыре советских летчика, сбившие в неравном бою пять из шести напавших на них самолетов."
Из четырех участников этого боя с советской стороны до момента окончания войны не дожил никто. Алексей Антоненко, Петр Бринько и Константин Белорусцев погибли еще в 1941-м, а Алексей Лазукин - в марте 1942 года. Что же касается командовавшего звеном "Фоккеров" Мартти Калимы, то он стал в дальнейшем известным асом и дослужился до звания капитана. За время Второй мировой войны этот летчик совершил 285 боевых вылетов и одержал 10 побед лично и одну в составе группы, в том числе 4 на истребителе "Fokker" D.XXI, а остальные - на MS-406.
Michael Traurig