Сразу скажу, что все дети уникальны. И даже в одной семье могут быть дети с разной финансовой подготовкой. Один в силу своего характера любит откладывать деньги, сохранять в свою копилку.
Другой же - как только появляются свободные деньги - сразу тратит их под ноль на сладости, донаты в игре и т.д.
От чего же зависит финансовое развитие ребёнка и что на это влияет?
Я бы выделила 3 составляющих:
- окружающая среда, в которой находится ребёнок
Есть разные страны по уровню развитости предпринимательства, с разными культурными особенностями. И это либо привносит дополнительные навыки ребёнку, либо ограничивает его от определённых идей и ресурсов.
Например, в таких странах, как США, Сингапур развита предпринимательская культура. Там много есть проектов по бизнес-образованию для детей, их приучают, стимулируют к развитию предпринимательского мышления.
Банки, стартапы, корпорации. Когда ребёнок часто слышит о таких компаниях, когда видит рекламу, он с детства впитывает все финансовые знания, он понимает, что это норма и надо учиться (так же как получать знания по математике или физике) жить и общаться в этой среде.
А есть другие страны, например, возьмём страны Африки. Там зачастую речь идёт об элементарном выживании, и, конечно же, ни о каком высоком уровне развития ребёнка , ни о качественном образовании речи и не ведётся.
У детей другие возможности и потребности, намного ниже и примитивнее, поэтому и уровень финансовой грамотности также будет ниже.
- учителя, друзья, школа
Это следующий уровень окружения, который в большей степени уже, нежели окружающая среда, влияет на ребёнка.
Если в школе, которой обучается ребёнок, есть отдельные преподаватели по финансовой грамотности, если в школе организуются ярмарки, например, где школьники могут продавать свои изделия, изготовленные самостоятельно. Ярким примером служит школа юридической и финансовой грамотности "Юрфин".
И это всё всячески стимулирует и воспитывает ребёнка, приучает его ставить финансовые цели, появляется желание развивать свои проекты, он видит перспективу.
И друзья также могут оказывать или положительное влияние, или отрицательное.
Положительное - если они вместе могут копить и откладывать деньги на то, чтобы сходить в кино или покататься на электросамокатах.
А бывает и обратная ситуация, когда ребёнок сталкивается с финансовым буллингом или воровством, когда в окружении детей начинают закладываться неверные ценности, например, "у кого больше денег, тот круче" или всячески унижать ребёнка только лишь из-за того, что в его семье невысокий уровень доходов.
В эти ситуации обязательно нужно вмешиваться взрослым.
- родители
Это самое близкое окружение для ребёнка. Это тот пример, который, в первую очередь, воспримет малыш. Это и манера обращения с деньгами, и фразы, которые родители используют по отношению к деньгам, как они характеризуют финансовое состояние семьи, какие финансовые привычки есть у семьи и т.д.
Приведу 2 разных примера:
Пример 1.
Девочка Таня воспитывается в семье, где родители занимаются своим бизнесом - у них несколько магазинов цветов. Девочка с детства помогает родителям и видит весь процесс, как организован их бизнес, слышит их рассуждения о том, как привлечь клиентов, как нанять новых сотрудников, родители всё считают пока непонятную для ребёнка чистую прибыль. Таня не раз уже была в бизнес-лагерях и курсах для детей, она успела уже прочитать книгу "Богатый папа, бедный папа для подростков". У неё даже возникла идея, она любит куклы шить, а как на этом можно заработать себе дополнительные деньги + к карманным доходам, которые получает от родителей.
Пример 2.
Мальчик Петя растёт тоже в небольшом городке, но в его семье как-то не принято сильно говорить о деньгах, о финансах. Он тоже помогает родителям по дому. Он слышал, что его друзьям дают родители деньги на карманные расходы, а ему не дают, считают его еще маленьким. "Зачем тебе деньги? Та скажи, что тебе надо и мы купим". У него может и возникало желание - найти подработку, чтобы иметь свои деньги, но он как-то побаивается об этом говорить с родителями, а сам не понимает, как это сделать, к кому обратиться.
Поэтому дети одного и того же возраста могут иметь разный уровень финансовой грамотности. И чем раньше начать учить ребёнка и давать ему эти знания, тем лучше его подготовить ко взрослой жизни.
Именно эти знания и получают ребята в нашей онлайн-школе по юридической и финансовой грамотности "Юрфин". Присоединяйтесь, будет интересно.
Поделитесь в комментариях, а ваш ребёнок изучает финансовую грамотность? Нужны ли такие знания детям?
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если статья оказалась интересна и полезна для вас, поставьте лайк и подписывайтесь на канал