Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Подранки" (СССР, 1977), "Тревожный месяц вересень" (СССР, 1977), "И на Тихом океане…" (СССР, 1973): мнения кинокритиков и зрителей

И на Тихом океане… СССР, 1973/1974. Режиссер Юрий Чулюкин. Сценаристы: Александр Горохов, Юрий Чулюкин, Тамара Иванова (по мотивам пьесы В. Иванова "Бронепоезд 14-69"). Актеры: Анатолий Кузнецов, Виктор Авдюшко, Любовь Соколова, Виктор Филиппов, Лев Поляков, Сергей Мартынов, Александр Смирнов, Владимир Уан-Зо-Ли, Никита Подгорный, Евгений Шутов, Сергей Курилов, Дмитрий Масанов, Кира Головко, Валентина Титова, Сергей Голованов, Владимир Басов и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Юрий Чулюкин (1929–1987) начинал (в игровом кино, так как до 1959 года снимал документальные фильмы) как успешный комедиограф («Неподдающиеся», «Девчата»), и это, на мой взгляд, был лучший период его творчества. Всего он поставил 14 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Неподдающиеся», «Девчата», «Поговорим, брат…», «И на Тихом океане», «Родины солдат») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В военной драме «И на Тихом океане…» рассказывается о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке в начале 1920-х. В год выхода во всесоюзный кинопрокат этот фильм Юрия Чулюкина вызвал значительный интерес у публики, но потом был практически забыт…

Киновед Александр Федоров

-2

Подранки. СССР, 1977. Режиссер и сценарист Николай Губенко. Актеры: Юозас Будрайтис, Алёша Черствов, Георгий Бурков, Александр Калягин, Жанна Болотова, Ролан Быков, Николай Губенко, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Губенко (1941–2020) поставил шесть полнометражных игровых фильмов, из которых только пронзительной автобиографической драме «Подранки» и его дебюту в режиссуре – «Пришел солдат с фронта» – удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Выдающийся актер и режиссер Николай Губенко положил в основу сценария «Подранков» воспоминания о своем детдомовском детстве. Этому фильму свойственна очень личная, проникновенная интонация, иногда нежная, иногда обжигающая…

Зрители полюбили эту картину, а вот советская кинопресса встретила ее неоднозначно.

Подробно раскрыв положительные стороны драмы «Подранки» (1977) Н. Губенко, кинокритик Татьяна Иенсен в журнале «Искусство кино» с сожалением отметила, что «сцены до и после детдома – ничьи, в нет неповторимости, они все из общих мест. … Не состоялся образ Бартеньева–взрослого, а вслед за ним и тема братьев, призванная в настоящем отразить прошлое, а в прошлом разглядеть завязь настоящего. … Собственно об уроках, которые дает нам детство, и поставил фильм Н. Губенко – такой поэтичный и искренний в основной своей части, там, где ведется речь о «подранках», и, увы, сбивающийся на схему, когда действие перебрасывается в наши дни» (Иенсен, 1977: 84–86).

А кинокритик Юрий Тюрин (1938–2016), вообще, фильм оценил весьма сурово. Начало статьи Ю. Тюрина настраивало на мажорный лад: «Подранки» правомочно воспринимать как исповедь, это во многом автобиографическое произведение. Кадры его воплотили жизненный – выстраданный – опыт автора, чья судьба, выраженная в образе Бартенева–младшего, складывается из осколков, выброшенных войной» (Тюрин, 1979: 94). Однако потом критик, по сути, перечеркивая сказанное выше, объявлял картину неудачей: «Герой распался в полном смысле слова на две половины: детство его обещало незаурядную личность, зато зрелость была лишена конкретности, плоти, она существовала на экране вне образности характера. Тут основная неудача фильма. Бартенев сорокалетний остался в настоящем времени лишь очевидцем, а не участником событий – в отличие от Бартенева–ребенка, подранка» (Тюрин, 1979: 97).

Зато зрители XXI века практически единодушны в своих положительных оценках «Подранков»:

«Какой пронзительный, душераздирающий фильм. Каждый раз щемит сердце, когда Кривопучко плачет, а мы видим обожженные руки танкиста. Или, когда героиня Гундаревой цедит каплю супа для голодного ребенка…» (Бетти).

«Это мой любимый советский фильм. Недавно его пересмотрел – за столько лет фильм совершенно не утратил ни интеллектуальной, ни художественной высоты. Таких фильмов у нас было очень мало: "Полёты во сне и наяву", "Уроки французского", "Пять вечеров", "Осенний марафон"... Эти фильмы я считаю лучшими» (Т. Макка).

«Это настоящее кино! Актёры – легенды! Пересматривая фильм время от времени ловлю себя на том, что на глаза наворачиваются слёзы, когда понимаешь, что пришлось пережить тем поколениям и детей и взрослых, которые прошли через такую страшную войну» (С. Матвеевский).

Киновед Александр Федоров

-3

Тревожный месяц вересень. СССР, 1977. Режиссер Леонид Осыка. Сценаристы Виктор Смирнов, Леонид Осыка (по повести Виктора Смирнова). Актеры: Виктор Фокин, Борислав Брондуков, Антонина Лефтий, Ирина Бунина, Иван Миколайчук, Стефания Станюта, Иван Гаврилюк и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Осыка (1940–2001) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, но только одному из них – драме «Тревожный месяц вересень» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Тревожный месяц вересень» рассказывает драматическую историю о борьбе с бандеровцами осенью 1944 года… К этой тематике советский кинематограф 1970-х -1980-х обращался нечасто.

Кинокритик Татьяна Иванова в журнале «Искусство кино» писала, что «сама фабула отражает и непримиримую враждебность националистических банд украинским селянам, всему украинскому народу… и неуклонное нарастание его готовности смести с лица земли националистическую нечисть… Но кажется, Леонид Осыка ищет сочетания предельно напряженного внешнего действия не столько с глубоким и острым психологизмом, сколько с общей поэтической трактовкой жизни, с лирическим, почти «музыкальным» восприятием ее. Да и художнический интерес к психологии у режиссера тоже, в сущности, подчинен его тяготению к поэзии, к лирическому живописанию окружающего. … работа Л. Осыки представляется не просто удачной, а удачей принципиальной. Мироощущение художника, оставаясь по преимуществу поэтическим, в этом фильме как бы расширило свой горизонт, обогатилось, обрело новые параметры» (Иванова, 1976: 64, 67, 70).

Зрители до сих пор спорят об этой картине:

«"Тревожный месяц вересень" мне представляется достаточно удачным фильмом Леонида Осыки, несмотря на отдельные огрехи и недочеты. В этой картине Л. Осыка отошел от традиций и стилистики "украинского поэтического кино", в котором он снискал себе славу… "Вересень" снят как бы вопреки жанру "Военных приключений", под который подпадала повесть Виктора Смирнова. Режиссер правдиво показывает Полесье 1944 года, а именно небольшое, запуганное бандитами село… В финале у Осыки был соблазн перейти в традиции вестерна. Но он этого избегает, ставит перестрелку не как увлекательную дуэль, а как реалистический бой. … Недавно был снят новый фильм по повести Смирнова – "Лето волков". Видны старания режиссера, актеров. Некоторые играют очень хорошо. Вот только подлинности на экране нет» (А. Гребенкин).

«По сравнению с книгой Виктора Смирнова фильм, конечно, слабоват. … проигрывает повести по всем статьям. Напрочь отсутствует психологизм, невыразительный актёр в главной роли, невнятно снятые боевые сцены. … После партийно–чинушного разгрома студии имени Довженко и избиения национальных кадров … на Украине в основном снимали слабое в художественном отношении, но идеологически правильное кино (счастливое исключение – работы Леонида Быкова и Романа Балаяна). На этом фоне "Тревожный месяц вересень" выглядит вполне прилично» (Василий).

Киновед Александр Федоров