Найти тему

Стрессы города и загорода.

Вчера был трудный день. Подъем в 4.30, сбор поставок, поездка в областной центр, потом рабочие дела мужа, от которого я сбежала, чтобы выбраться в город. Небольшой город, но весьма активный. Пока муж работал, я - съела пасту Маринара, попробовала на себе парфюм с намёком на селективность (слава тестерам!), постояла в самом центре, пытаясь разобраться в новом расписании городского транспорта (а вокруг много машин, много людей, солнце низкое и бьют глаза), добралась в другой район города и обошла там несколько новых магазинчиков (искала наряд к событию) . И, в итоге, словила небольшую сенсорную перегрузку.

Знаете, что это такое? Простыми словами, это когда нервная система сталкивается со значительным количеством входящих сигналов внешней среды - звуков, изображений, тактильных ощущений, контактов с другими людьми. И в какой-то момент всего этого оказывается слишком много. Больше, чем может спокойно вынести психика.

Один из самых ярких признаков сенсорной перегрузки - резкая смена настроения, внезапная раздражительность, иногда агрессивность, возможна и внезапная сонливость.

Обычно о сенсорной перегрузке говорят в контексте довольно серьёзных состояний и, чаще всего, у детей с аутическими расстройствами.

Право слово, "обычных" взрослых можно пожалеть - об их нервном и психическом здоровье беспокоиться не принято. Считается, что каждый из нас просто обязан научиться саморегулироваться. Вот только стимулы современной жизни часто превышают возможности нашей нервной системы.

Я терпеть не могу поезда метрополитенов.

Обилие людей под землёй, с их хаотичным, плохо предсказуемым движением, отсутствие естественного освещения и адское (для моего слуха) завывание разгоняющегося поезда - сильные стимулы для человека, живущего и работающего в загородных условиях.

И обожаю самолëты. В аэропортах многое регламентировано, есть алгоритмы поведения, в том числе несколько разграничивающих этапов. А прогрев двигателя и разгон "железной птицы" неминуемо обещает огромное, залитое светом (если перелёт не ночной, конечно) пространство за окошком-иллюминатором. Когда смотрю на облака сверху - напрочь забываю о том, что на борту есть другие люди.

Понимаете, да? В каком-то смысле, аэропорт - более сложное место, чем метро. Но, наличие понятных правил и четыре контрольных точки (досмотр на входе, паспортный контроль, досмотр при переходе в зону вылета, контроль на посадке) - создают ощущение контролируемости и это прилично снижает уровень стресса, и помогает справляться с перегрузкой. К тому же, правила авиаперевозок вообще не поощряют активности со стороны пассажиров. И меня это более чем устраивает.

За время "прыжка" из Внуково в Пулково успеваю прилично отдохнуть. А однажды, измотанная работой и бессонной ночью сборов, отлично выспалась между Москвой и Адлером, заснув ещë во время набора высоты. Те, кто "шарит" в психологии, понимают, что качественно поспать и восстановиться можно только там, где нет тревоги за безопасность. В моё понимание безопасности гораздо лучше укладываются просторные залы и аэропортов, "отсечки" в виде контрольных пунктов, чем толкотня любого наземного и, тем более, подземного общественного транспорта.

Потому что обычная моя жизнь проходит в менее насыщенных условиях, чем город. Лëгонькая такая депривация. Если никуда не выбираться - может превратиться в тяжёлую.

Депривация развивается, когда среда бедна и мало насыщена новыми стимулами. У психики просто нет шансов тренировать адаптивные механизмы и саморегуляцию. Всë спокойно, всё размерено, всë знакомо. Неожиданные события - повод для стресса. И чем интенсивнее событие - тем сильнее острый стресс.

Живущие безвылазно в загородных посёлках очень легко подвергаются сенсорной перегрузке, попав в город и тем более - в мегаполис.

Думаете, жители городов-миллионников лучше защищены? Как бы не так. Да, они привычны к шуму и движу. И поэтому, часто даже не замечают, как исподволь формируется кумулятивный стресс.

Куда ни кинь - всюду клин.

Тут, пожалуй, "деревенщина" находится в более выгодном положении. Пережив разовое погружение в интенсивную среду, мы быстренько возвращаемся в свой привычный образ жизни. Несколько дней знакомого размеренного существования - и следов стресса как ни бывало. Главное - не засиживаться, а время от времени "бодрить" свою нервную систему новизной и короткими погружениями в насыщенную событиями и ощущениями атмосферу. Нырнул в город - вынырнул и восстановился. Тренировочка, адаптационный стресс.

"Хронических горожан" остаëтся только пожалеть. Кумулятивный стресс развивается исподволь, часто незаметно. А выплескивается - срывом. Или тяжёлой психосоматикой. Или мебель крушить (хотя бывает и похуже, с причинением вреда другим людям), или заболеть.

-2

Любой провинциал может рассказать о том, как "бесят" жители столиц и вообще крупных городов, когда едут на дачи и в отпуска. Создают пробки (часто на ровном месте), отличаются каким-то особым, возбужденно-напряженным поведением. "Искрят" при малейшем замедлении, затруднении, при любом не понравившемся взгляде в их сторону. И совершенно не чувствуют, когда причиняют дискомфорт другим. У них как будто сбиты тонкие настройки чувств.

Впрочем, почему "как-будто"? Попробуй, сохрани тонкость восприятия, когда дважды в день по 30-60 минут принимаешь в себя это жуткое " аааааааАААААААА" подземного поезда.

В общем, я перестала "беситься" на пробкосоздающих дачников и обочечников-отпускников. Нет в этом никакого смысла. Когда живое существо с высшей нервной деятельностью спасает свою жизнь (а кумулятивный стресс психика воспринимает, как угрозу жизни) - оно будет вести себя неадекватно, "воспламеняться" от любого пустяка, спешить покинуть опасное место и яростно огрызаться на всë, что воспринимается, как препятствие.

Хотя, конечно, на мой взгляд, маст хэв для взрослого человека - осознать свой стресс и научиться его регулировать.

Наведываться из загорода в город, чтобы тренировать свои адаптационные возможности и не "тупить" у аппарата выдачи билетов на Киевском вокзале.

В городе находить способы для разрядки напряжения (спорт, массаж, планирование дня, медитации, планирование - всë, что угодно), чтобы минимизировать риски срыва и психогенных болезней "здесь и сейчас", а не дожидаться единственного отпуска, который становиться "последней линией обороны", на которой готов уничтожить любую помеху.

Вот такие мысли, пока валяюсь на диване, преодолевая последствия вчерашнего дня.

А с парфюмом не сложилось. Точнее, я сперва влюбилась в его верхние ноты, сочла вполне подходящими ноты сердца. А потом с запястья на меня заорал "драгоценный уд". Да простят меня парфюмеры, этот дорогущий и изысканный компонент совершенно не переносит моë обоняние. До головной боли. Даже в малых дозах.

-3

Слишком громкий, слишком интенсивный. Перегружает. Если бы в рядом в маршрутке кто-то так благоухал - испытала бы желание вышвырнуть его вон. Себя, увы, от себя не прогонишь. Смыла, как только добралась до дома.