После свадьбы. СССР, 1963. Режиссер Михаил Ершов. Сценарист Даниил Гранин (по собственной одноименной повести). Актеры: Станислав Хитров, Наталья Кустинская, Алефтина Константинова, Леонард Борисевич и др. 20,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Ершов (1924–2004) поставил 16 фильмов разных жанров. В начале своей режиссерской карьеры он увлекался мелодрамами, а в середине 1970–х экранизировал масштабный роман А. Чаковского «Блокада»… Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у М. Ершова вошли четыре фильма («После свадьбы», «Родная кровь», «На пути в Берлин» и «Блокада»). Однако самой успешной картиной Михаила Ершова стала мелодрама «Родная кровь».
Сегодня этот фильм основательно забыт, однако в «оттепельном» кинопрокате 1963 года эта драма о молодом рабочем парне, посланном из Ленинграда на работу в колхоз, привлекла к экранам двадцать миллионов зрителей.
Мнения зрителей XXI века об этом фильме порой противоположны:
«Удивительный фильм! На такую тему... Лучшая и самая полная роль Хитрова, да и Кустинской… Текст хорош. Не случаен закадровый Смоктуновский. Опять же тема личных отношений в производственном кино: кто говорит, что это было примитивно и по-ханжески? Когда еще об Этом говорили так тонко и точно? И это не единственный пример из тех времен. Легкий и верный монтаж…» (Миша).
«Низкопробная советская агитка, несмотря на актерский состав» (Роман).
Киновед Александр Федоров
Обманутые. СССР, 1961. Режиссеры Ада Неретниеце и Марис Рудзитис. Сценаристы Визма Белшевица, Янина Маркулан. Актеры: Эдуардс Павулс, Валдемарс Зандбергс, Астрида Кайриша, Велта Лине, Екатерина Бунчук и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ада Неретниеце (1924–2008) поставила 18 полнометражных игровых фильмов, но только «Обманутым» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Марис Рудзитис (1932–1973) поставил три полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли тоже только «Обманутые».
«Обманутые» – психологическая драма, снятая в рамках хрущевской антирелигиозной кампании.
Однако результат на экране оказался в итоге таков, что некоторые советские кинокритики сомневались в верности «Обманутых» заданному идеологическому курсу: «В состоянии ли фильм «Обманутые» нанести удар по религиозной идеологии? Думаю, что нет, потому что он концентрирует внимание не на борьбе идей, а на мелких побочных конфликтах. В «Обманутых» поражает ощущение оторванности от жизни, замкнутости в себе. Как будто герои повествования разом оказались в запаянной консервной банке. … Создавая фильмы на антирелигиозную тему, нельзя не заботиться об особой убедительности того, что происходит на экране. Спор с религией должен идти во всеоружии идейных и художественных средств. На этот раз их не оказалось в руках рижских кинематографистов» (Гуров, 1962: 83).
Сегодня об «Обманутых», похоже почти никто не помнит – ни киноведы, ни кинозрители…
Киновед Александр Федоров
Пришел солдат с фронта. СССР, 1971/1972. Режиссер Николай Губенко. Сценаристы: Николай Губенко, Василий Шукшин (по мотивам рассказов С. Антонова). Актеры: Михаил Глузский, Ирина Мирошниченко, Николай Губенко, Лена Смирнова, Миша Родяков, Наталья Бондарчук, Иван Косых и др. 20,4 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.
Режиссер Николай Губенко (1941–2020) поставил шесть полнометражных игровых фильмов, из которых только пронзительной автобиографической драме «Подранки» и его дебюту в режиссуре – «Пришел солдат с фронта» – удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Весна 1945. В искалеченную деревню, испытавшую все тяжести гитлеровской оккупации, приходит весть о победе в Великой Отечественной войне…
Фильм «Пришел солдат с фронта» был встречен советской прессой позитивно.
К примеру, кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) хотя и отметила некоторую вторичность сюжета и персонажей фильма по отношению к «Председателю» и «Бабьему царству», но далее отметила, что «Николай Губенко честно пытается вписать своего темпераментного героя, сильную личность, в атмосферу шукшинской деревни. … и это соседство двух разных темпераментов в одном фильме по-своему интересно» (Хлоплянкина, 1972: 4-5).
А кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) писал, что «Пришел солдат с фронта» – фильм «о безмерности горя и страдания, принятого народом в войне. О вдовах. О сиротах. О калеках. О людях одиноких, как перст. Об этой не залечиваемой никогда ране войны. Поворот темы современный, хотя бы потому, что решается она с остротой еще не пережитого страдания. Для авторов это не вчера, а сегодня. Всегда сегодня. Не устоявшаяся в сознании привычная истина, а живая кровоточащая боль, пропущенная сквозь человеческие сердца. И боль эта будет «прослушана» здесь не в одном, пусть самом ярчайшем характере, не в одной судьбе человека, а разом во многих и в каждой – взвешена, измерена общей судьбой русской деревни, пережившей войну» (Зоркий, 1972: 22).
В принципе с этим согласны и нынешние зрители:
«Потрясающий фильм! Как и все другие режиссёрские работы Николая Николаевича Губенко! Это фильм о людях, о которых пишут только с большой буквы! Настоящие Люди, Истинные Люди! Прекрасны все исполнители» (Е. Уфимова).
«Фильм русского режиссёра про русских людей! Во время и после просмотра - комок в горле и сердце ноет за тех людей, за то, что им пришлось вынести, за нашу Родину. Гениальный фильм!» (Ольдар).
Киновед Александр Федоров