Найти в Дзене

ПОСЛАНИЯ ИОАННА (ч.14): ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ

(1 Ин. 4:1–6) Третий раздел послания продолжает развивать темы из двух предыдущих, особенно тему веры в Иисуса как Христа и тему братской любви. Об их важности сказано в выводе Иоанна в конце предыдущего раздела (3:23), и теперь они определяют основные идеи следующей части послания, рассмотренные вместе на фоне заявлений, поступков и доктрин лжеучителей, которые тревожили читателей Иоанна. Тема любви поднимается в настоящем послании в третий раз (срав. 2:7–11; 3:11–18). Однако теперь она рассмотрена намного глубже, чем раньше, поскольку Иоанн показывает её как суть природы самого Бога, и что наша любовь к братьям является правильным откликом на Божью любовь к нам во Христе (4:7–21; 5:1–3). Тема веры в Иисуса как Христа подчёркивалась в первом разделе в настойчивых повторениях Иоанна о том, что общение с Богом стало возможным лишь благодаря крови Христа и Его искупительной жертве (1:7–10; 2:1, 2). Ещё раз Иоанн сделал на этом акцент, когда обличил антихристов, отвергающих веру в Иисуса
Оглавление

(1 Ин. 4:1–6)

Третий раздел послания продолжает развивать темы из двух предыдущих, особенно тему веры в Иисуса как Христа и тему братской любви. Об их важности сказано в выводе Иоанна в конце предыдущего раздела (3:23), и теперь они определяют основные идеи следующей части послания, рассмотренные вместе на фоне заявлений, поступков и доктрин лжеучителей, которые тревожили читателей Иоанна.

Тема любви поднимается в настоящем послании в третий раз (срав. 2:7–11; 3:11–18). Однако теперь она рассмотрена намного глубже, чем раньше, поскольку Иоанн показывает её как суть природы самого Бога, и что наша любовь к братьям является правильным откликом на Божью любовь к нам во Христе (4:7–21; 5:1–3). Тема веры в Иисуса как Христа подчёркивалась в первом разделе в настойчивых повторениях Иоанна о том, что общение с Богом стало возможным лишь благодаря крови Христа и Его искупительной жертве (1:7–10; 2:1, 2). Ещё раз Иоанн сделал на этом акцент, когда обличил антихристов, отвергающих веру в Иисуса как Христа (2:18–25). В настоящем разделе эта тема звучит в формулировке исповедания, кото-рым следует испытывать лжеучителей (4:1, 2); она представлена как основа любви, ибо неверующие в Иисуса как Сына, посланного Богом, не верят в «любовь, которую имеет к нам Бог», сделав это (4:14–16). И, наконец, она раскрыта в её наивысшем проявлении как сила, побеждающая мир и являющаяся основанием для общения с Богом (5:1, 4–12).

В этом последнем разделе настоящего письма Иоанн снова в характерной для него манере повторяет свои идеи и темы. Он возвращается к своим базовым понятиям таким как общение с Богом (4:12, 15, 16), вечная жизнь (5:11, 12), дар Духа (4:13; 5:10), быть «от Бога» (4:1, 2) и «рождение от Бога» (4:7; 5:1, 4). Этот стиль практически делает невозможным любую попытку систематизации его идей. Однако Иоанн пишет с определённой целью. Его идеи представлены ясно и чётко и, возможно, благодаря повторению их на протяжении всего послания, они оказывают более сильное воздействие.

В этом разделе своего послания Иоанн возвращается к теме, поднятой им в 2:18–27 об отношении христиан к лжеучителям. Он требует, чтобы их испытывали исповеданием Иисуса как Христа. Ещё одним средством отличить верующих от лжеучителей является их отношение к миру.

ИСПЫТАНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ ДАРОВ

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — не от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:1–3).

Стих 1. В последнем стихе предыдущей главы Иоанн представил тему влияния Духа, когда показал, что реальностью божественного присутствия в верующем является «Дух, Которого Он нам Дал». После этого Иоанн переходит к обсуждению духа заблуждения (ст. 6), который обитает в лжеучителях или лжепророках, отрицающих, что Иисус Христос приходил во плоти. Иоанн говорит: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте». Поскольку Святой Дух наполняет и вдохновляет людей в церкви и таким образом проявляет Своё присутствие среди них, те, кого Он вдохновляет, иногда назывались духами (2 Фес. 2:2). Среди особых даров Духа был и дар пророчества (см. 1 Кор. 12:8–10). То, что Иоанн говорит об обладающих даром пророчества, следует из его слов: «потому что много лжепророков появилось в мире».

Пророки занимали важное место в ранней церкви. В 1 Кор. 14:1–5 Павел ставит дар пророчества намного выше говорения языками, потому что речь пророка внятна, разумна и служит «к наставлению», тогда как другому дару этого часто не достаёт. Дар пророчества играл важную роль в распространении евангелия в ранней церкви (1 Кор. 14:24, 25; Деян. 11:27; 13:1; 21:9, 10; Отк. 10:7; 16:6; 22:9).

Но этот дар нередко становился предметом злоупотреблений. Даже в Коринфе Павел предостерегал от неправильного использования этого дара, говоря, что никто, говорящий Духом, не произнесёт проклятия на Иисуса (1 Кор. 12:3). Он говорил, что дух пророка подчиняется его воле и что пророкам следует воздерживаться от того, чтобы перебивать других, когда те говорят, и что пророческие речи следует ограничивать двумя или тремя за одно собрание (1 Кор. 14:29–32). Возможно, упомянутые злоупотребления способствовали тому, что некоторые стали относиться к пророчествам с презрением, против чего предостерегал Павел (1 Фес. 5:19, 20). Согласно Дидахе (11:7–12), во втором веке странствующие проповедники или учителя, всё ещё называемые пророками, продолжали смущать церковь.

Сказанное в 1 Ин. 4:1 можно рассматривать на фоне общих сведений Нового Завета об испытании пророков, однако с учётом особых обстоятельств эта ситуация приобретает более конкретные очертания. Лжеучителя, антихристы из 2:18, и, возможно, их эмиссары, пытались проникнуть в собрание, чтобы сеять обман (2:26). При этом они отрицали воплощение Иисуса, а евангелие, которое они проповедовали, отличалось от того, которое верующие получили от начала.

Ввиду этой сложности различения истинного духа от ложного Иоанн советовал испытывать духов, от Бога ли они. В следующем стихе он показывает способ или стандарт, которым следует испытывать духов. Этим стандартом должно было стать учение или откровение, данное «от начала» (2:24) через апостолов. Поэтому те, кто заявляли, что обладали дарами Духа, должны были пройти испытание соответствия того, чему они учили, Божьему Слову.

Стих 2. Объективным критерием Иоанна для «испытания духов» является уже известная истина, полученная от начала (2:24). Это учение можно обобщить исповеданием веры, которое произносят при крещении. Оно включает в себя признание того, что Иисус (реально живший человек, вошедший в историю как Иисус из Назарета) «есть Христос, Сын Бога живого» (срав. Мф. 16:18; Деян. 8:37). Поскольку это откровение было общепризнанным фактом апостольского учения, оно служило надёжным средством проверки верности пророков. Таким образом, «Духа Божьего узнавайте так»; то есть, перед вами правило, как определить, действительно ли какой пророк говорит от Святого Духа: «всякий дух (пророк), который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога». О Духе, вдохновляющем исповедание, см. 1 Кор. 12:3.

Во времена Иоанна основная проблема сводилась к признанию инкарнации (воплощения) Бога в Иисусе Христе. Слово «исповедовать» (хомологейн) в данном контексте означает публичное заявление или признание какого-то факта. Греческие конструкции с этим глаголом бывают разными, и это разнообразие вызвало споры о том, как следует переводить данный отрывок. Обычно за этим глаголом следует дополнение, указывающее на суть того, что исповедуется. Иногда это дополнение вводится частицей «что» (хоти), за которой следует именное придаточное (1 Ин. 4:15). Иногда исповедание может быть выражено с помощью инфинитива (Тит. 1:16) или дополнительного причастия, следующего за именем того, кого исповедуют (2 Ин. 7 и настоящий отрывок). В других случаях и личность, и то, что о ней исповедуют, выражены винительным падежом (двойной винительный, Рим. 10:9; Ин. 9:22). В нашем настоящем отрывке в оригинальном тексте использовался двойной винительный, и второй винительный имел определение в виде причастия: (буквально) исповедует «Иисуса Христа, во плоти пришедшего».

Это может соответствовать вариантам «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (как в Синодальном Переводе) или «признавать, что Иисус Христос пришёл в человеческом теле» (Новый Русский Перевод, Современный Перевод). Известно, что докеты не отрицали того, что Христос был божественным духом. Скорее, они отрицали, что Христос-Дух и человек или плотской Иисус были одним и тем же. С учётом этого специфического понимания, что Иисус на самом деле не был Богом, воплотившимся в человека, но человеком, в котором временно обитал Христос-Дух, многие комментаторы (Финдлэй, Моффат, Лоз и др.) считают, что вариант «Иисус есть Христос, который пришёл во плоти» более всего соответствует тому, что имел в виду Иоанн.

Как бы то ни было, испытание Иоанна содержит три элемента исповедания о личности и деле Христа: (1) Иисус как человек, (2) Он же как Христос, и (3) что Дух полностью воплотился, облёкшись в плоть. В исповедании в 4:15 и 5:5 сказано, что Иисус (не Христос) есть «Сын Божий». Также в 4:3 акцент сделан на исповедании «Иисуса», а в 5:1 — на исповедании «Иисус-Христос». Докеты отрицали ту часть учения, которая соединяла Иисуса с личностью и делами Христа-Духа. Те духи или пророки, которые исповедовали истинную доктрину об Иисусе, были «от Бога»; они были истинными Божьими пророками или проповедниками.

Стих 3. Антитезой предыдущего утверждения, конечно же, является то, что «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — не от Бога». Не следует забывать, что это часть критерия испытания пророков или духов. Поскольку одной из функций Святого Духа было свидетельствовать об Иисусе как Христе (Ин. 15:26; 16:13–15), исповедание, что Иисус есть Христос, который пришёл во плоти, было доказательством того, что пророк действительно говорил от Святого Духа. Если же он этого не признавал, тем самым он показывал, что он не был от Бога.

Однако для Иоанна подобное отрицание значит больше, чем просто указание на то, что человек не от Бога. Он снова отождествляет подобное отрицание с духом антихриста, о котором он говорил раньше в 2:18–23. В том отрывке он говорил об антихристе, который отрицает, что «Иисус есть Христос», как об отвергающем Сына. В настоящем отрывке он ещё больше конкретизирует проблему, добавляя особый элемент, касающийся Иисуса, о том, что Он есть Христос, пришедший во плоти — и снова перед нами акцент на том, что человек Иисус является воплощением Христа как Сын Божий. Отрицание этого свидетельствует о духе антихриста. В выражениях, подобных этому, дух может означать умонастроение или поведение антихриста (как в 1 Кор. 4:21; Гал. 6:1), но не исключено, что это означает, что в таком человеке действует дух сатаны, и что именно этот дух побуждает его отвергать Иисуса. О том, что такой дух антихриста придёт, читатели Иоанна уже слышали. Вероятно, Иоанн говорит здесь о том, чему он учил своих читателей раньше, когда проповедовал среди них. Менее вероятно, что здесь он ссылается на сказанное раньше в этом письме (2:18–24).

В некоторых манускриптах имеется довольно любопытный вариант ст. 3. Вместо «который не исповедует Иисуса» (хо мэ хомологей) в некоторых документах стоит глагол луей, который буквально означает «всякий дух, который ослабляет или разделяет Иисуса». Это прочтение было известно Иринею, Клименту Александрийскому, и Оригену. Оно было в Латинских текстах (solvet) и его цитировали Тертуллиан и Августин. Хотя большинство современных критиков отвергают его как ложное, поскольку ему не хватает текстуальной поддержки, некоторые комментаторы допускают, что оно является оригинальным. Гор полагает, что сложность и необычность этого прочтения свидетельствуют о том, что оно было в оригинальном тексте; Бласс и Дебруннер также считают его оригинальным, указывая на то, что отрицательная частица мэ не использовалась с относительным местоимением, к которому относился глагол в изъявительном наклонении. Если они правы, тогда, вероятно, речь идёт об отделении человеческого Иисуса от Христа. Арндт и Гингрич предполагают, что этот глагол мог означать «сводить на нет, уничтожать, отменять»; то есть, «всякий дух, который уничтожает или отменяет Иисуса своим лжеучением» не есть от Бога.

ЛЖЕПРОРОКИ — ОТ МИРА

«Дети! Вы от Бога и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По этому узнаём духа истины и духа заблуждения» (1 Ин. 4:4–6).

Стих 4. Об истинных Божьих детях, которых Иоанн, будучи их духовным отцом, называет своими детьми, он говорит: «Вы от Бога». Это «вы» стоит в сильной начальной позиции и выступает резким контрастом «им», тем, кого эти дети победили. Те, кто не исповедуют Иисуса, не от Бога; они не принадлежат Ему, но «вы» принадлежите Ему. Вы принадлежите Богу, потому что вы Его дети, рождённые от Него. Иоанн знает, что эти верующие являются детьми Божиими, потому что исповедуют Господа Иисуса, пришедшего во плоти (ст. 2). Тем самым они не только показывают, что Дух, которого они получили, это Дух истины, но и то, что «вы победили их».

Слово «победили» следует рассматривать в свете учения Иоанна о «победе» (сущ. нике, глагол никао). В трудах Иоанна эти слова часто используются для описания победы, которую Христос одержал над грехом и сатаной (Ин. 16:33). В Отк. 5:5 Христос предстаёт по правую руку от Отца как победитель и достойный открыть книгу. Христиане, даже когда терпят временное поражение присоединяются к Нему в Его триумфе (Отк. 12:11) сейчас, и им обещано, что в будущем их победа будет неоспорима (Отк. 2:7; 21:7). Ранее Иоанн в настоящем письме уверял своих читателей в их победе (2:13, 14), позднее он покажет им, как именно победила их вера (5:4, 5). В настоящем отрывке сказано, что нападение врага, отрицающего евангелие и обманывающего хранящих его, успешно отражено. Уверенность, которую вселял в них Иоанн, основывалась на том, что победа Христа была также и их победой.

Причину этой победы не сложно найти: «Ибо Тот, Кто в вас (то есть, Дух истины, ст. 6) больше того, кто в мире» (то есть, духа заблуждения или антихриста). Эта победа была одержана не благодаря их собственной силе, но силе Святого Духа, обитающего в них. Этому были научены ранние христиане: «даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16, 17). Смотрите также 2 Тим. 1:7.

Стих 5. Иоанн говорит о том, что лжеучителя могут какое-то время преуспевать, хотя никогда не победят. Возможно, верующие в божественность Иисуса Христа задавались вопросом (особенно в тех общинах, где еретики-учителя увлекли за собой часть учеников) о причине этого преуспевания. Иоанн объясняет, что такие учителя «от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их». Эти слова напоминают нам сказанное Иисусом в Ин. 15:19, где Он говорит о том, что мир любит своих и ненавидит учеников, избранных от мира. Быть от мира значит принадлежать к духовному царству зла, считать бога мира сего своим духовным отцом (см. 2:15). Тот, кто принадлежит миру, говорит «по-мирски»; то есть источником его слов и идей является мир зла. Подобно тому как лжеучения были «бесовскими учениями» (1 Тим. 4:1), так и дух заблуждения вдохновляет на ложь. Это объясняет, почему «мир слушает их»: миру нравятся его собственные идеи и мысли. Их учение созвучно природе мира, поэтому не следует удивляться тому, что такие доктрины находят свою аудиторию в мире. Обратите внимание, как в этих стихах Иоанн заостряет различия между «нами» (апостольскими учителями и их последователями, читателями Иоанна) и «ими» (другими группами). Эти две категории людей являются взаимоисключающими, и между ними нет нейтральной полосы.

Стих 6. Стих 6 повторяет антитезу между «мы» (апостольский круг и его слушатели) и теми, «кто не от Бога». Подобно тому, как те, кто от мира, слушают мир, так и знающие Бога слушают тех, кто от Бога. Каждая группа расположена слушать тех, чьи слова вдохновлены царством, к которому они принадлежат. Иисус Христос говорил о Себе, что Он был от Бога — был свыше и говорил то, что свыше (Ин. 3:31). Иоанн уже сказал о тех, кто «познали Бога» (2:3, 13; 3:1, 6), подразумевая под этим познанием признание Его заповедей, соблюдение их и избегание греха. Иными словами, знать Бога означает научиться слушать Его слово и повиноваться ему. Это в свою очередь всегда означало слушать изначальных вестников Иисуса, которых Он обещал наставить во всякой истине. Таким образом, Иоанн говорит, что «знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас». Здесь Иоанн расширяет правило из ст. 3, по которому определяются лжеучителя. Доказательством Божьего пророка является не только то, что он признаёт, что Христос явился в облике Иисуса из Назарета, но и то, что его учение согласуется с базовыми положениями веры и практики, которые христиане получили от начала.

Это главное практическое правило — отношение каждой из двух названных групп к апостольской истине — выступает простым способом определения стоящих за ними духов: «По этому узнаём духа истины и духа заблуждения».

Церковь Христа