Эта серия статей в большей степени будет основана на исследованиях, предоставленных в книге «Историческое и социологическое исследование класса самураев» (Nagoya University Press 1995).
Я лишь дополню его своими размышлениями и вопросами к историческим фактам.
В 1868-69 годах правительство вернуло себе власть, положив конец эпохе самураев. Цель состояла в том, чтобы ликвидировать границы, известные как владения, и заставить правительство Мэйдзи взять под свой контроль право сбора налогов и военную власть, которой владел каждый феодал. Но феодалы, у которых отобрали власть, были недовольны. Из-за стремления контролировать всю страну были созданы реформы и в кратчайшее время упразднили феодальную систему, изменили в корне образовательную и военную.
Чтобы вы понимали, все масштабные изменения внутри страны и народа произошло за 5-10 лет. Что у меня в голове не укладывается, ведь сейчас японцы годами не могут даже один закон изменить или принять реформу, а тогда провели изменение всей нации за каких-то десять лет.
Вернемся к самураям.
Началось все с политики «равенства четырех народов», которая стремилась отменить традиционную классовую систему. Это было движение, стремившееся относиться к самураям, фермерам, ремесленникам и торговцам как к равным.
Жалование самураев отменили, отстранили их от военного дела, а со временем ввели запрет на ношение меча. Что буквально означало потерю души самурая. Своими же реформами правительство осознанно загнало самурайские кланы в нищету.
Низшего ранга кланы самураев из-за недостатка средств вынуждены были начать заниматься работой простолюдинов, отбросив свою гордость и честь. Все ради выживания.
Среднего и высшего же ранга не торопились в поисках новых работ и должностей пока у них оставались средства. Однако их ритуалы, забота о слугах и поместьях постепенно опустошала кошельки.
Еще одним поворотным событием для самураев стал общенациональный призыв в армию в 1872 году. Тем самым разбив надежды самураев на военное будущее, ведь призывались люди любого сословия и профессии. Все последующие войны против восстаний самураев подавлялись исключительно количеством правительственных сил, а не качеством их стратегии и тактики.
Самураев еще больше лишили привилегий как класса.
Идея, чтобы самураи служили обществу и нации сохранилась, но титул и понятие "самурай" стало относится к другим людям. Правительство стало даровать его простолюдинам. Так простолюдинов, без образования, без исконных правил морали и чести, стали называть самураями в обществе.
Истинным самураям не оставалось ничего, кроме как работать в роли простолюдинов, сохраняя при этом свой титул. Не более.
Из-за недовольства, в будущем практика отнесения простолюдинов к самурайскому обществу не продолжилась и была забыта.
У правительства, стремившегося ввести новую форму политики в Японию, остро недоставало одного - человеческих ресурсов. И они решились на крайний шаг - отбросили предубеждения о социальном статусе и семейном происхождении. Именно по необходимости меритократия была экстренно введена, как в политический круг, так и военный. Кандидатов отбирали на основе различных экзаменов, вплоть до простой мед. комиссии.
И хотя простые люди смогли достичь равенства возможностей, равенства результатов не получилось. Самураи продолжали доминировать по числу государственных служащих благодаря своей клановой подготовке.
Начиная с периода Эдо, государственные школы были привлекательны для самурайских семей, которые получали систематическое образование. Посещая подобные школы даже кланы, находящиеся в нищете смогли получить образование и продвинуться в центральное правительство. Занять свое место под солнцем.
В 1875 году даже копейки пособий для самураев перестают выплачиваться. В результате отсутствия финансовой поддержки класс самураев полностью исчезнет.
Для лидеров правительства, многие из которых были самураями из низшего ранга, избавление от самураев стало серьезным испытанием. Ибо они не могли разработать такую политику, при которой смогут избежать социальных волнений. Поэтому создали ряд мер для облегчения положения самураев.
В книге написано, что меры по оказанию помощи самураям проводились с тремя основными целями.
Первая — это социальная цель облегчения бедности класса самураев.
Вторая цель заключалась в предотвращении таких политических движений, как восстание самураев и движение за гражданские права (сидзоку мингон), которые быстро распространялись из-за недовольства самурайских кланов.
Третьей была экономическая цель мобилизации рабочей силы самураев для государственной политики, такой как промышленное развитие.
Правительство пыталось поддержать экспансию кланов в сельское хозяйство и торговлю. По мере расформирования самурайского клана развивалась новая образовательная система, создающая не только школы, но и профессиональные училища по всей стране. Давая возможность самураям участвовать в различных проектах.
Это правда, что были некоторые самураи, которые участвовали в самурайском восстании или посвятили себя движению за гражданские права. Однако большая часть класса самураев, похоже, восприняла ситуацию спокойно, как будто это была судьба. Почему?
Почему они спокойно и безоговорочно приняли наказание в виде роспуска целого сословия? Это не дает мне покоя.
Откуда пришла идея о роспуске самураев и их уничтожение? Почему все реформы произошли так быстро, будто японцам на блюдечке принесли готовые материалы?
Тот, кто интересуется политикой, наверное, знает, сколько может уйти времени на доработку уже существующей системы, сколько споров, сколько вариантов... Так почему же японцы в миг изменили свои устои так радикально?
Почему и зачем сделали так, чтобы класс самураев утратил свою изначальную роль военных?
Правильно или неправильно, но нынешняя ситуация такова, что самураев, что были оплотом и защитой нации теперь стали лишь паразитами в глазах общества.
После отмены пособий для самураев, кланы загоняли себя в долги. А работа для высших рангов стала тайной, ибо их гордость все еще давала о себе знать. Низшие же ранги открыто выполняли любую подвернувшуюся подработку и продолжали свое существование за счет различных занятий.
Гордость самураев постепенно ослабевала.
Но и эта же гордость стала источником энергии для противостояния государству Мэйдзи, которое, по мнению самураев, шло по неправильному пути. С одной стороны, она вспыхивает в форме восстаний самураев, терроризма против государственных служащих и самоопределения в знак протеста, а с другой стороны, как журналисты, мыслители и политики, они неоднократно критикуют правительство в своих выступлениях. Так родилось Движение за свободу и права народа (гражданские права класса воинов).
Самураи хотели найти работу, которая удовлетворила бы их самурайскую гордость и обеспечила бы им достойную зарплату, аналогичную стипендии, которую они получали в прошлом. А новые законы и правительство ограничивало их.
Работа не была сельским хозяйством или ремеслом, но соответствовала философии служения нации. Однако похоже, что чувство неприятия варьировалось в зависимости от статуса и образа мышления самурая.
Они использовали свои «активы», такие как знания, ученость, образование и боевые искусства, которые приобрели со времен становления самураями.
А в роли правительственных чиновников или солдат перестали ощущать негодование вовсе, поскольку изначально это была работа самураев. Кроме того, образ жизни по получению регулярного жалованья был аналогичен самурайскому и был им знаком.
Общественное мнение о самураях поменялось, их стали высмеивать. Некогда имевший привилегии и власть класс вмиг приравнялся к простолюдинам. Напомню, с момента начала угнетения самураев до полного поглощения этого сословия прошло от силы 5-10 лет. А их уже считали на уровне необразованных простолюдинов, занимающихся различной работой ради выживания.
В период реформирования по всей стране, политика, образование, военное дело - все это изменилось до неузнаваемости за несколько лет. Даже в учебниках по истории средней школы японцы пишут, что реформы были - очень прогрессивным контентом для того времени.
Неугодных правительству и несогласных с новыми реформами Министра Образования, например, учителей, даже директоров школ смещали с должностей. Заменяли согласными людьми. Кого-то казнили за неуместные комментарии или критику новых указов.
Печальный путь от гордой и независимо мыслящей нации к стаду, знающему только нельзя, нельзя и молчаливому принятию.