Современная жизнь полна всевозможных стрессовых ситуаций, в первую очередь это критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации и сопровождающиеся большими затратами сил и энергии. Стресс также вызывают повседневные перегрузки и неприятности, которые, накапливаясь, приводят к стойким аффективным нарушениям. В этом списке также внезапные, непредсказуемые травматические события, отличающиеся запредельным порогом интенсивности, и длительные перегрузки. Все это – оборотная сторона современной жизни, которая обеспечивает комфорт, быстрые скорости и современные технологии, но, с другой стороны, она наполнена стрессовыми ситуациями. Стресс – это спутник нашей жизни, по которому практически любой человек испытывает определенную степень подверженности. Стресс является бичом современности, который незаметно, но очень эффективно разрушает человека. Он оказывает прямое негативное воздействие на физиологию, психическое состояние и эмоциональную сферу. Нельзя найти область жизни, не омраченную этой тягой. Сегодняшние основные виды стресса включают информационный, посттравматический, эмоциональный и физиологический стрессы. Несмотря на то, что существует так называемый положительный стресс, в основном мы подвержены отрицательной форме стресса - дистрессу.
Для преодоления стресса человек прибегает к разным формам совладающего поведения, таким, как проблемноориентированный и эмоционально-ориентированный копинг, а также копинг, ориентированный на оценку. Совладающее поведение является относительно новым направлением в психологии, которое основано на исследовании копинг-стратегий, то есть на том, какие действия человек предпринимает для снятия стресса. Сегодня копинг-стратегии подразделяются на поведенческие, когнитивные и эмоциональные.
В современном темпе жизни личность должна выбирать проблемно-ориентированный стиль в использовании копинг-стратегий. Это необходимое условие, чтобы быть эффективным и успешно решать большинство задач, которые стоят перед нами каждый день. Изучение копинг-стратегий активно проводится для помощи людям в повышении эффективности их совладающего поведения. В последние десятилетия исследование самолидерства активно проводится во всем мире. Это понятие позволяет индивидуумам быть эффективными и успешно справляться с поставленными задачами. Интерес к этой теме возрастает, так как крупные организации нуждаются в эффективных работниках, которые способны принимать решения самостоятельно, поддерживать делегирование полномочий. Это важное условие для конкурентоспособности в наше время.
Именно поэтому психологами было введено понятие "самолидерства". Чарльз Манц, всемирно известный спикер, консультант и автор бизнес-бестселлеров, впервые описал это понятие в 1986 году. Согласно его трудам, самолидерство - это процесс влияния на самого себя с целью самонаправления и самомотивации, необходимых для достижения успеха в любой сфере деятельности. Самолидерство направлено на усиление самоэффективности и самовосприятия, а также повышение самооценки. Оно проявляется в улучшении навыков принятия оптимального решения и повышении профессиональной продуктивности, а также в ответственности и самодостаточности.
Теоретически самолидерство пока недостаточно изучено. По определению Ч. Манца, самолидерство вытекает из теории социального научения, согласно которой индивидуумы через представление, саморегуляцию оценок извне, использование воображения, собственный опыт и опыт других учатся самосовершенствованию через идею символических процессов в качестве катализатора обучения. Позднее Альберт Бандура расширил свои исследования научения и разработал социально-когнитивную теорию, которая внесла вклад в понятие самолидерства, рассматривая способность человека к саморегуляции, самонаблюдению, рефлексии и адаптации к различным обстоятельствам. Социально-когнитивная теория базируется на теории социального научения А. Бандуры и объясняет поведение человека через взаимодействие между тремя факторами: поведением, познанием и внешними факторами.
Теория внутренней мотивации также вносит свой вклад в понятие самолидерства, повышая осознание важности само-концепции, самооценки и уровня сложности для социальной и профессиональной продуктивности. Совокупность теории социального научения, социально-когнитивной теории и теории внутренней мотивации стала основой для исследования стратегий самолидерства, проведенного Ч. Манцем в 1985 году. Самолидерство состоит из набора двух стратегий, предназначенных для улучшения навыков принятия решений, личной эффективности и профессиональной продуктивности: поведенческие и когнитивные стратегии.
Поведенческие стратегии, такие как самонаблюдение, самопостановка целей, управление стимулами, проигрывание, самовознаграждение и самонаказание, а также когнитивные стратегии, включающие в себя встраивание естественного вознаграждения в задачу, фокусирование на естественном вознаграждении и установку паттернов эффективного мышления, играют важную роль в процессе самолидерства.
Анализ опросника по самолидерству, разработанного Андерсоном в 1997 году, позволяет оценить различные характеристики самолидерства, включая поведенческие стратегии, стратегии естественного вознаграждения и стратегии конструктивного мышления. Этот инструмент оценки самолидерства является полезным для изучения процесса личного улучшения с целью развития личностной и профессиональной эффективности.
В своих исследованиях Анна Казан обнаружила, что локус контроля, стаж семейной жизни и количество детей оказывают влияние на самолидерство. Люди с внутренним локусом контроля ориентированы на проблемно-ориентированный стиль поведения, а люди с высоким коэффициентом самолидерства часто обладают внутренним локусом контроля. Это означает, что люди с проблемно-ориентированными копинг-стратегиями и высоким коэффициентом самолидерства более эффективно справляются со стрессом и могут лучше приспособиться к чрезвычайным ситуациям.
Изучение различных факторов, влияющих на самолидерство, может помочь лучше понять, какие качества и навыки необходимы для достижения личных и профессиональных целей. Оценка локуса контроля, стажа семейной жизни и количества детей может помочь выявить потенциальные факторы, которые могут повлиять на эффективность самолидерства.
В целом, самолидерство представляет собой процесс личного улучшения, направленный на развитие личностной и профессиональной эффективности. Изучение этого процесса позволяет разрабатывать новые стратегии и методы развития, а также использовать их для преодоления кризисных и экстремальных ситуаций. Развитие самолидерства является важной задачей для психологии и может принести значительные результаты в области личностного роста и успеха.
@СПбАПО