Найти тему
Павел Рябчиков

Онлайн-школы и права потребителей, или Обман, который пока не наказывается

Истинно говорю вам, чада мои, грядут последние времена, диавол в виде маркетологов (имя им - легион) души наивныя совращает, похищает и поглощает. И так далее.

Мы все ходим в магазины, и нам всем нравится покупать неплохой товар по приемлемой цене. А если эта цена ещё и ниже, чем в других местах, то мы удовлетворённо отмечаем, что день определённо стал лучше, чем был до этого.

Результат смешивания заранее сгенерированных картинок. Картинки генерировались по запросам "Радость покупателя от приобретения товара по приятной цене не знает границ" и "Покупатель купил какую-то фигню и ужасно рад",
Результат смешивания заранее сгенерированных картинок. Картинки генерировались по запросам "Радость покупателя от приобретения товара по приятной цене не знает границ" и "Покупатель купил какую-то фигню и ужасно рад",

А иногда бывает так, что на кассе вдруг выясняется - ценник перепутали, не от этого товара, цена эта действует только ночью 47 мартобря по високосным годам, кто-то плохой принёс этот ценник из магазина другой сети и так далее. И если вдруг такая ситуация возникает, могучий и славный Роспотребнадзор предоставляет нам возможность от души посклочничать)) Ух, как бывает иногда приятно.

Результат генерации по запросу "Огромный разгневанный покупатель в одной руке держит за шиворот мелкого продавца-обманщика, а в другой руке держит мелкого толстопузого кассира и размахивает им над головой, рыча и скаля зубы", стиль: 4k Маленько не так, но всё же похоже.
Результат генерации по запросу "Огромный разгневанный покупатель в одной руке держит за шиворот мелкого продавца-обманщика, а в другой руке держит мелкого толстопузого кассира и размахивает им над головой, рыча и скаля зубы", стиль: 4k Маленько не так, но всё же похоже.
Ну не волнует меня то, что не успели якобы поменять ценник. Это не винду на комп поставить с драйверами и софтом прикладным, и не брюки сшить, и не шкаф собрать. Правда же.

То есть, наша жалоба в органы власти на такое вот вольнодумство вполне может вылиться в осязаемые неприятности для определённых лиц, как физических, так и юридических. Однако бывает так, что продавцу плевать вообще на то, что подумает покупатель и о нём, и о цене, которую он выставил. Чаще всего так ведут себя риэлторы - почти не встречал объявления о продаже или аренде недвижимости от этих людей, в котором была бы указана настоящая цена. И - ничего, как говорится, пипл хавает. Более того, риэлтор никогда даже не знает, есть ли у него такое объявление вообще.

Специфика работы. Их должно быть как можно больше, а цена - как можно более привлекательной. Для привлечения немамонта.
А, да, есть риэлторы, которые не так работают. И у них почему-то нормально всё и с ценами, и с объявлениями, и с сервисом, и с прочим, и всё у них получается. Вероятно, мафия сплошная и коррупция, не иначе.

Так вот, видимо, с таких спецов берут пример и онлайн-школы, причём, похоже, все разом. С недавних пор они вышли на Авито, где очень неплохо продвигаются, а мастер-рекламастер у них, похоже, один на всех, так как объявления сделаны настолько однообразно, что заподозрить иное просто не получается.

Нет, объявления все восхитительно наполнены привлекательным текстом, сплошь состоящим из чудесных букв и потрясающих слов. Но в том-то и подвох. О подвохе - чуть дальше, наберитесь терпения.

Давайте приобщимся к образцу того, как сделать первый шаг к дискредитации онлайн-образования в лице, прежде всего, клиента - то есть родителей учеников, тех, кто будет этот банкет оплачивать.

Сначала возьмём заурядное объявление одного репетитора, работающего на себя. Самый обычный простой хороший человек (предпочитаю считать именно так, ведь обратного тоже никто не доказал), решивший не ждать милостей от Минпросвещения, а добывать их самостоятельно.

Лицо спрятал не из-за суеверия, а чтобы человек себя не узнал.
Лицо спрятал не из-за суеверия, а чтобы человек себя не узнал.

Скажем так, цена устроит многих начинающих и продолжающих репетиторов, учеников чаще всего она тоже устраивает. Кто-то может не соглашаться со мной, спорить не буду. У объявления есть отзывы, немного, но видно, что не купленные - мало отзывов покупать смысла нет. Прайс листа у объявления нет, но всё есть в описании:

Текст нельзя назвать продающим, но тем он и хорош, как оказывается.
Текст нельзя назвать продающим, но тем он и хорош, как оказывается.

Честное объявление. Надеюсь, его автор прекрасно работает и недостатка в учениках не испытывает, чего ему желаю от всей души.

А вот теперь посмотрим на объявление онлайн-школы, например, назовём её "Здесь хорошо". Хотя это могли бы быть и какая-нибудь "Квадрика", и "Дойче Зонненшайн", и "Угарвард" (он же - "ВольфКадиллак"), и прочие, и прочие. Их полно. Тоже возьмём репетитора по химии, но уже их:

Лицо тоже закрасил, так как репетитор не виноват, что школа использует его лицо в объявлении. Возможно, человек разрешил взять своё фото для этого, но я стопроцентно уверен, что репетитору за это не заплатили.
Лицо тоже закрасил, так как репетитор не виноват, что школа использует его лицо в объявлении. Возможно, человек разрешил взять своё фото для этого, но я стопроцентно уверен, что репетитору за это не заплатили.

Далее в объявлении толково написано о том, как репетитор работает. Указано, что на фото - именно тот человек, который дал объявление, и именно этот репетитор сейчас о себе рассказывает. ХОТЯ ЭТО КАК РАЗ И НЕПРАВДА. Это пишет школа от лица репетитора, хоть и использует слова с его странички:

Тоже, в общем-то, хорошо. Понятно, что студентам, которым срочно контрольные нужны прямо сейчас, тут ловить нечего.
Тоже, в общем-то, хорошо. Понятно, что студентам, которым срочно контрольные нужны прямо сейчас, тут ловить нечего.

А самое приятное в объявлении онлайн-школы, это, конечно же, прайс-лист:

Наблюдательные люди, конечно, обратят внимание на предлог ОТ. Но...
Наблюдательные люди, конечно, обратят внимание на предлог ОТ. Но...

В сообщениях отвечает бот, по телефону попадаем в отдел продаж, и, понятно, что никакой прямой связи с репетитором, о котором идёт речь в объявлении, не будет. На это не все обратят внимание, а кто обратил - забудет быстро. Однако это ни что иное, как обман потребителя. Кстати, об обмане. Настоящие цены в школе, которую мы договорились называть "Здесь хорошо" вот такие:

Посчитайте стоимость занятия, которое нужно, кстати сначала оплатить, а потом, не мешкая, провести. Что будет с деньгами, интересно, если не успеть?
Посчитайте стоимость занятия, которое нужно, кстати сначала оплатить, а потом, не мешкая, провести. Что будет с деньгами, интересно, если не успеть?

200 минут - это три с половиной - четыре занятия. 500 минут - это десять занятий примерно. Не очень понятно, что предлагается за 450 рублей в объявлении -десять минут по сорок пять или пятнадцать минут по тридцать рублей???????

А вот, например, цены на занятия в другой онлайн-школе, правда, предмет другой, а в аналогичном объявлении на Авито указано, что занятия стоят 500 рублей в час. Для начала тариф "Попроще" (он имеет другое название, но пусть будет так). Он имеет особенности: занятие - 45 минут, лимит отмен и переносов (за отмену или перенос занятия по неуважительной причине сверх лимита деньги за занятие сгорают), с репетитором общаешься только в процессе занятия, если он сам разрешит - то можно и помимо уроков пообщаться в мессенджерах. Цены приведены для занятий по подготовке к ЕГЭ.

Можно неплохо сэкономить, кпивбольшой пакет. Это да, но все ли смогут?
Можно неплохо сэкономить, кпивбольшой пакет. Это да, но все ли смогут?

Тариф на ту же подготовку к ЕГЭ, по тому же предмету, но называется, допустим "Понтовый". Занятие длится 55 минут, отменять и переносить можно сколько угодно, но это не гарантирует, что выбранный репетитор и вообще школа не прекратят с тобой за это сотрудничать. Так же бонусом - безлимитное общение в мессенджерах с репетитором, вот, наверное, ему радости от этого.

Ещё интереснее, да?
Ещё интереснее, да?

Подготовка к ОГЭ стоит дешевле процентов на тридцать., но всё равно не за ту цену, которая указана в объявлении. Вопрос тот же: вы предлагаете что-то за пятьсот рублей в час. Где оно и что это такое?

А есть ещё школа, предлагающая занятия по 250 рублей в час в объявлениях. настоящая цена - примерно в тех пределах, что на иллюстрациях выше.

Дальше идём. Онлайн-школы предлагают бесплатные вводные занятия. Хороший ход. Некоторые предлагают до трёх вводных, чтобы ученик попробовал позаниматься с разными репетиторами, это, пожалуй, неплохо, но чаще потакает капризам, чем имеет толк. Вот, например, как рекламирует такие свои мероприятия ещё одна школа, назовём её "Квадрика":

За три занятия можно успеть многое, но они будут с разными репетиторами, и каждый сначала будет пытаться выяснить, насколько ученик подготовлен, так что толку будет мало.
За три занятия можно успеть многое, но они будут с разными репетиторами, и каждый сначала будет пытаться выяснить, насколько ученик подготовлен, так что толку будет мало.

В других школах вводных занятий - от одного до трёх. Каждый ребёнок, поучившийся в онлайн-школе, и вдруг решивший с ней расстаться - по разным причинам: надоело, выполнена задача, ещё что-либо - это не просто ребёнок, а один-два телефонных номера его родителей, по которым отдел продаж будет названивать, допродавая дополнительные услуги или предлагая новые пакеты занятий. То есть, дополнительное развлечение в неподходящее время.

Я знаю про блокировку нежелательных звонков, если что.

Так что, коллеги-репетиторы, рекомендую в своих объявлениях указать, что вы - НЕ онлайн-школа. А то это слово себя компрометирует всё чаще, и всю идею дистанционного образования заодно.

ЧТО, ПАЛ САНЫЧ, ДРОЖИШЬ? ШКОЛЫ-ТО И БЮДЖЕТОМ НА РЕКЛАМУ ОБЛАДАЮТ, ОТОЖМУТ УЧЕНИКОВ, ХА-ХА-ХА!!!

Примерно так можно было бы прокомментировать эту статью, и если комментарий подобный появится - значит, комментатор статью до этого места не дочитал и решил позлорадствовать. А раз так, персональный пинок в бан и матерное пожелание доброго пути имеет смысл держать незачехлёнными))

Онлайн-школа нормальному репетитору - НЕ КОНКУРЕНТ, помяните моё слово.

Так вот, к чему всё это написано? А давайте вспомним, что было в начале статьи. Если маркетологи решили, что можно гнать такое днище, какое они творят, называя это "продвижением", то Роспотребнадзору тут просто поле непаханое, выполнение и перевыполнение плана по штрафам, премии, ордена и медали и прочие плюшки. Что-то я себя мистером Френклендом ощущаю. Немного. И да, не надо людей с ценой обманывать.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков

P.S. И о недориэлторах тоже стоит подумать))