Если рассматривать реальную (на не парадную) историю Черноморского флота (и не только Черноморского), то выяснится, что главную «роботу» войны: незаметную, но тяжелую и опасную, тянули относительно небольшие кораблики: бывшие суда техфлота, рыбаки, транспортники, каботажные, и даже прогулочные суда, ставшие настоящими боевыми кораблями: стророжевиками, тральщиками, канонерскими лодками.
Удивительно, но «биография» многих из них насчитывает более 50 лет. Большинство из них было оснащено простенькой паровой машиной, ходили на угле (а. то и на дровах), некоторые из них несколько раз оказывались на дне, но, каждый раз возвращались в строй. Особенность паровой машины, заключалась в том, что ее чаще всего можно вновь ввести в строй, да и котлы живучие: «переложил печь» (поменял обмуровку) и, если они не проржавели от морской воды, они вполне пригодны к использованию. Причина живучести эти кораблей крылась в их простоте.
С другой стороны, очень хочется рассказать и о дореволюционном судоходстве, ибо многие корабли, принимавшие участие в Великой Отечественной войне, были построены еще до революции. Все дело в том, что, в принципе, морской транспорт, некогда, являлся самым дешевым. Это сейчас агенты выкатывают за заход космические счета. По памяти, заход судна типа «Волгобалта» в Николаев в 2000 году стоил 14 тыс. «условных единиц» (вполне конкретных американских денег), а заход того же судна в турецкую Бандырму стоил 3 тысячи. Причем цена эта растет, ибо портовые сборы тоже растут. Строятся всякие там навигационные супер-системы (Sufety first! Хотя толку с них…), и, естественно все дорожает. Раньше все было проще, дорог меньше, и по Черному морю ходили шхуны самых разных владельцев. Везли все то же самое, что и сейчас: зерно, шмот, иногда сталь. Были контрабандисты (но о них рассказ особый). Тема «турецкого золота» тоже стара как копролит мамонта. В общем, «челноки» на Черном море появились очень давно. Самое интересное, что большинство судовладельцев были… греками (греческая судоходная «мафия» тоже имеет очень давнюю историю).
Начнем с фамилии Куппа. Очень известная фамилия. Хлеботорговцы и судовладельцы из Бердянска. Цитирую:
«Среди греков Бердянска известными были семейная династия купцов Дмитрия, Герасима, Антонио, Ставро Куппа, живших в Бердянске с 1836 по 1866 г…» Но это предки (но тоже зерноторговцы и судовладельцы). Нас интересует Орацио Куппа. Бердянским купцам по фамилии Куппа принадлежали три паровые шхуны, названные «София Куппа», «Елена Куппа» и «Фрония Куппа». При чем здесь Отечественная война? Не спешите, сейчас расскажу. Все дело в том, что (к примеру) пароход, названный в честь исцеления жены судовладельца Орацио Куппа: «Елена Куппа» трудился аж до 1958 года(но, естественно, звали его иначе). О чем это я?
В 1893 году был построен винтовой пароход (заводской номер № 293) со стальным корпусом и паросиловой установкой, мощностью в 300 сил. (две машины «компаунд» по 150 сил австрийского производства) Полная вместимость 319 брт. Размерения 53.64 х 8.15 х 2.26 м. Строился этот пароход на верфи ("Stabilimento Tecnico Triestino"), по названию, сразу видно, что построили пароход в Триесте. Итальянец? А, вот, не совсем. Да, сейчас это Италия, но, тогда это была Австро-Венгрия (Триест стал итальянским только после Первой Мировой).
В честь чудесного исцеления жены судовладельца, корабль получил имя «Елена Куппа». Пароход оказался удачным, и в 1895 году строится второй пароход той же серии «Фрония Куппа». В принципе, эта же верфь строила почти точно такие же пароходы (шхуны) и для других судовладельцев, (например, «Пророк Иона» ) но о них чуть-чуть потом.
Потом, в 1896 году по немного измененному проекту строится «София Куппа». Проект отличался незначительно, в основном, вместимостью и осадкой. Но строила ее та же верфь "Stabilimento Tecnico Triestino". Потом, по этому же проекту, для других судовладельцев были построены «Эдуард» и «София Пустовойтова».
"София Пустовойтова" погибла в Первую Мировую. Она была переоборудована в тральщик Т–502 и зачислена в состав Черноморского флота. Дата гибели 26.02.1916 г. Подробности пока непонятны.
Родоначальником этой серии был пароход «Карл», построенный в далеком 1882 году. Строился он на той же австрийской верфи, имел схожие характеристики, но дизеля на нем еще не было, а для освещения использовались «пиронафтовые» фонари. Потом его купил русский судвладелец (но, тоже грек) и стал он «Святым Николаем». Потом корабль несколько раз модернизировался…
Когда-то, давным-давно, (лет 20 назад), когда я писал «Крымские десанты» я написал просто: «««БАТАЙСК» грузовой пароход, 319 брт, АГМП. Капитан — С. А. Бублик. Дата и место гибели — 14.01.42г., порт Керчь, у Широкого мола. Потоплен авиацией противника после разгрузки. Погибло 3 человека. 30 апреля 1945 г. поднят АСС ЧФ, в 1952 г. разрезан на металлолом.(Источник: ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114;). Ссылки, конечно старые, ибо нет уже ЦГАНХ, а есть РГАЭ, да и фонды с делами все поменялись, но не суть.
Это он и есть, тот самый «старичок» 1882 года постройки. И, вот, что удивительно: его подняли, и служил он еще до 1958 года! Но вернемся к трем кораблям, принадлежавшим семье Куппа. Они работали до Первой Мировой, потом были мобилизованы и стали тральщиками.
«Елена Куппа» стала Т-265, «София Куппа» - Т-264, «Фрония Куппа». Т-263. Судя по отрывочным данным, «София Куппа» - Т-264 и «Фрония Куппа». Т-263 были захвачены немцами, переданы владельцу, использовались для перевозок, и ушли за рубеж (но это не точно). У тральщика Т-265 судьба была иной . С 1.10.1917 г. он получает новый номер Т-365. В отличие от «сестренок» этот корабль стал кораблем «красной» Азовской флотилии (две 75-мм пушки Канэ). Корабль принимал участие в обороне Ейска. (В ту пору корабль звался просто «Елена»). Корабль участвовал в Таганрогском десанте (о нем как-нибудь отдельно). 25 июля в Ейск вошли кубанские части генерал-майора В.Л. Покровского, и корабль был захвачен. Стал он зваться «Полковник Галаев». В январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии, был снова вооружен, и стал называться «Зеленый партизан». 20.06.1920 г. вооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. 20.08.1920 г. затоплен экипажем в связи с невозможностью вывода при отходе частей Красной Армии из Темрюка. Поднят в июне 1921 г. и получил название «Новый Мир» (Весело?). После подъема и ремонта с 1922 года трудился во благо Родины под именем «Майкоп». В 1939 году прошел капитальный ремонт. С началом новой войны 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 01.07.1941 г. включен в состав ЧФ. Носил бортовой №68. Вооружение - 4 орудия калибр 45-мм, 3 пулемёта калибр 7,62-мм, минные тралы.
19.11.1941 был потоплен авиацией противника у Таманского полуострова. Все? Конец биографии? А, вот и нет. Корабль был поднят, и вошёл в строй под номером Т-516, причем, служил он до конца войны. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. Потом он стал мирным пароходом. Биография этого корабля закончилась в конце 50-х годов, когда корабль был разделан на металл.
По «Эдуарду» информации минимум, зато, «Пророк Иона» отметился славно. Вернее «Пророком Ионой» он был в бытность частным судном купца Черникова. Потом он был мобилизован (в Первую Мировую) Стал Т-71, потом T-235, потом T-335. Как и большинство кораблей ЧФ в 1917 году поднял красный флаг, но, точно так же как и большинство кораблей, был захвачен немцами. Возвращен владельцу, 30 сентября 1918 года, вернув прежнее имя. В январе 1920 захвачен частями РККА при освобождении побережья Азовского моря, 7 февраля 1920 национализирован и передан Главоду НКПС, а 12 августа 1920 мобилизован и зачислен в состав АВФ в качестве ТР. 7 сентября 1920 вооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, а 25 мая 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Азмортрану НКПС для использования в качестве грузового парохода. В некоторых документах за 1921 значится под наименованием Канонерская лодка № 11. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. 22 июня 1941 пароход мобилизован вновь, принят от НКМФ и 3 июля 1941 по окончании переоборудования в ТЩ, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. Вооружение - 4 орудия калибр 45-мм, 3 пулемёта калибр 7,62-мм, минные тралы. Корабль погиб в 1943 году, подорвавшись на мине. (Он и по сию пору лежит на дне) Но это только начало рассказа о кораблях этого типа.