3,9K подписчиков

“Странный образ жизни” (2023, Extraña forma de vida): Радужный приём

245 прочитали

Премьера короткометражного фильма “Странный образ жизни” испанского режиссёра Педро Альмодовара (Pedro Almodóvar) с Итаном Хоуком и Педро Паскалем в главных ролях состоялась в дождливый день 17 мая в рамках кинофестиваля в Каннах.

Второй англоязычный фильм испанского режиссёра выпущен компанией Sony Pictures Classics.

Постер к фильму "Странный образ жизни"
Постер к фильму "Странный образ жизни"

Сюжет

Джейк (Итан Хоук) и Сильва (Педро Паскаль) познакомились 25 лет назад. Они были наёмными стрелками, выполняли задания и жили на полную катушку. Но обстоятельства развели их. Сильва хотел одного, Джейк – боялся. Джейк пошёл своей дорогой, прикрывшись тем, что ему нужно позаботиться об отце, “побыть хоть раз хорошим сыном”. У Сильвы тоже сложилась своя жизнь – он воспитал сына Джо, но с женой разошёлся.

Прошло 25 лет, Сильва прибывает в Биттер-Крик и заходит в участок к своему давнему другу Джейку, который теперь важный человек в городе – он стал шерифом. Сильва говорит, что в городе ему нужно зайти ко врачу, но сначала он решил повидать давнего друга. Джейк ему не верит, он подозревает, что причина визита кроется в другом. Тем не менее, они проводят ночь вместе.

На утро выясняется истинная причина визита Сильвы в Биттер-Крик.

Мысли по фильму после просмотра

Об этом говорили, что Педро Альмодовара приглашали на пост режиссёра экранизации повести Анни Пру “Горбатая гора”. Он выбыл из проекта, потому что его видение не совпало с ожиданиями боссов студии. Ему хотелось, чтобы между главными героями были животные страсти.

Якобы Альмодовар не оставил идею своего видения “Горбатой горы”, и фильм “Странный образ жизни” должен был стать ответом драме Энга Ли, кому в итоге отдали постановку “Горы”.

Новости новостями, отчёты журналистов, увидевших первыми короткометражный фильм, остаются просто отчётами. По моему мнению, никакого ответа не получилось. Это самостоятельное произведение, сделанное в духе испанского классика, любящего натянутые канаты чувств и драму в жарких условиях.

Для меня так открылась главная мысль в сюжете – это разница в понимании "быть вместе" с тем нюансом, что один человек не усложняет это понятие, а второй составил для себя список запретов и не хочет позволять себе выйти за их рамки.

Так, Сильва – на стороне романтики, Джейк – на стороне условностей и подозрений. Во-первых, это передано через одежду. Джейк предстаёт в строгом костюме. И это не просто наряд, это – его образ жизни. Он шериф, он на стороне закона, а это уже как маркер его ограниченности и отсутствия готовности действовать безрассудно. Хотя прибытие Сильвы нарушает его равновесие, по его же признанию. Наряд Сильвы выглядит расслабленно – он носит рубахи и обычные майки. Его желания просты, он их озвучивает открыто для Джейка. И он хочет обладать Джейком (если я не ошибаюсь, в конце фильма Джейк лежал в кровати в майке Сильвы).

Во-вторых, разницу между мужчинами можно выявить в сцене их совместного обеда. Джейк пригласил друга в гости. Они выпили вина. Сильва сказал, что, когда пьёт вино, вспоминает их безумие в Мехико, которое длилось 60 дней. Вино выступает метафорой феерического чувства, которое кружит голову, а точное количество дней, названное Сильвой, выдаёт, как ему важно это воспоминание. Реакция Джейка довольно красноречива – он упрекает собеседника, что тот слишком много пьёт. Джейк боится чувств, но интуитивно тянется к бывшему партнёру (подливает вино, чтобы потом, наверное, списать на опьянение то, что между ними должно произойти).

Альмодовар не строит весь свой фильм на таких мелочах, грубо говоря, после доброго обеда и ночи любви, он бросает своих героев в мыльную оперу. Сильва и Джейк начинают спорить и гнуть каждый свою линию. Становится понятно, что к чему. Всё не так просто в Биттер-Крик, это настоящая опера – Джейк водил шашни с женой своего брата, а жена брата водила шашни вообще с кем угодно, даже с сыном Сильвы. И Джейк постоянно упрекает Сильву, что тот не приходил к нему раньше, а раз сейчас приехал, значит, ему что-то нужно.

Всем что-то нужно, это правда. И Сильве – тоже. Фильм заканчивается очень неровно, словно небрежно оторванный кусок белой простыни, трепыхающийся на ветру. Раненый Сильвой Джейк лежит в постели, а Сильва сидит в кресле и смотрит на него.

Педро Альмодовар прерывает свои испанские страсти, добавив стивен-кинговский акцент. Возможно, Джейк и хотел бы жить свободнее (без “костюма шерифа”), но позволить себе этого не может. Понимая это, Сильве ничего не оставалось, как приковать Джейка к кровати. Практически как Энни Уилкс в романе “Мизери”.

Это не 100% хорошее сравнение, но и “Странный образ жизни” – никакая не “Горбатая гора”. Даже несмотря на то, что в вестерне Альмодовара повторяется вопрос из фильма Энга Ли: “Чем два мужчины могут заниматься вдвоём на одном ранчо?” В ответе, который даёт Сильва, прослеживается разница между видением отношений у Джейка и Сильвы. Для последнего всё намного проще.

А в целом “Странный образ жизни” – это собственное высказывание Педро Альмодовара, уникального автора, умеющего шокировать зрителей своими смелыми историями (два мужчины говорят о своих желаниях друг с другом и заключают друг друга в объятия – это смело). Он привносит необычный колорит в обычные истории людей разных ориентаций. Но получаются эти герои у него человечными и им легко сопереживать. Его Джейк и Сильва не исключение. Два мужчины средних лет, противопоставленные друг другу. Один открыто заявляет, что не против продолжения (несмотря на имеющиеся житейские проблемы), второй усиленно сопротивляется, потому что не представляет, как можно будет жить, вступи он в эти отношения, ведь он сам сказал, что 25 лет назад они были “молоды и безумны”. Но сейчас, когда они стары и скучны, им тот странный образ жизни не подходит.

Итан Хоук (Джейк) и Педро Паскаль (Сильва)
Итан Хоук (Джейк) и Педро Паскаль (Сильва)

Хотя Альмодовар сам хотел, чтобы в “Горбатой горе” бушевала животная страсть, от чего ему и пришлось отстраниться от проекта, в новом фильме как раз этой самой безудержной страсти и не было. Он сделал отношения между двумя мужчинами очень деликатными. Если точнее, то их молодые версии отдавались желанию сполна, но взрослые были уже спокойнее, вся их страсть ушла внутрь, стала зрелой и обузданной. Альмодовар не довёл свои мечты до абсурда, он оказался очень сдержан в демонстрации чувств между Сильвой и Джейком на экране. Сексуальное напряжение тут не низкопробное и не вызывающее, оно передаётся через короткие прикосновения и взгляды.

Странный образ жизни актёра – моё лирическое отступление

Я впервые узнала об этом проекте в августе 2022 года. 2022 – это был момент, когда Итан Хоук (Ethan Hawke) был в центре внимания. У него в марте вышел мини-сериал Marvel Studios “Лунный Рыцарь”, в котором он исполнил роль злодея Артура Хэрроу, всеми силами желающего причинить вред главному герою истории Марку Спектору, в апреле – основанный на скандинавских легендах, но по-шекспировски, “Варяг” (или “Северянин”) Роберта Эггерса, где он был королём Аурвандилом, которого предал брат, потом – микро-роль в детективе Райана Джонсона “Достать ножи: Стеклянная луковица”, где он всех обрабатывал санитайзером (это правда смешно после пандемии), в сентябре – семейная драма “Рэймонд и Рэй” режиссёра Родриго Гарсии, где напарником Хоуку был Юэн Макгрегор, и играли они сводных братьев, которые должны похоронить отца, а могилу для этого по завещанию им следовало выкопать своими руками. Ещё следует упомянуть и триллер “Чёрный телефон” Скотта Дерриксона – хотя он вышел в 2021 году, я смотрела его в 2022, и он вписывается в мысль, которую я собираюсь озвучить.

Все перечисленные роли очень разные, и Итан Хоук в них в полной мере показывает свой актёрский дар. Он из тех артистов, кто, входя в образ, способен раствориться в нём и вызвать живой отклик в зрителе. В нём есть сила, идущая через экран. Его герой может быть обаятельным, забавным, неприятным, отталкивающим и злым. И в это будет легко поверить, потому что актёрски он доносит это состояние очень точно. В “Чёрном телефоне” он носит маску, но даже не видя его лицо, эмоции передаются, языком тела он их договаривает.

Участие в ЛГБТ-вестерне “Странный образ жизни”, на который он подписался, стало ещё одной интересной ролью в разнообразном списке характеров, которые Итан Хоук уже исполнил. Эта роль становится для него очередной, не вписывающейся в общую картину его работ. Он не из тех, кто ассоциируется с каким-либо стереотипом.

В пару ему поставили актёра Педро Паскаля. Сама бы я не смогла представить их в одном фильме, но благодаря дальновидности кастинг-директоров или экстравагантным желаниям режиссёров, кто умеют соединять разные типажи для одного кадра, получаются запоминающиеся дуэты. В данном случае Педро Альмодовар хотел, чтобы главные герои его истории принадлежали разным культурам. Всё логично – Итан Хоук из Техаса, Педро Паскаль из Чили. Итана Хоука он увидел в спектакле по пьесе “Вишнёвый сад”, а Паскаля – в спектакле “Король Лир”.

На тот момент, когда объявился проект Альмодовара, у Педро Паскаля вышли забавный комедийный боевик с Николасом Кейджем “Невыносимая тяжесть огромного таланта” (The Unbearable Weight of Massive Talent), где чилиец сыграл роль невероятного фаната актёрского таланта Ника Кейджа (а Николас Кейдж исполнил роль самого себя), и стёбная комедия Джадда Апатоу “Пузырь” (The Bubble) – в ней актёры играют актёров, кто вынужденно сидят в отеле из-за вируса и с трудом заканчивают съёмки фильма. В 2022 году общественность ожидала выхода сериальной адаптации “Одних из нас” (The Last of Us), в равной степени эмоционально радуясь и возмущаясь, что на роль Джоэла Миллера выбрали именно Педро Паскаля, а также трепетала, что их ждёт ещё третий сезон “Мандалорца” (The Mandalorian).

По итогу – Итан Хоук был уже признанным актёром, а у Педро Паскаля этот момент был ещё впереди (он усердно работал, но всеобъемлющего признания не получал), до премьеры “Одних из нас” оставалось несколько месяцев. Но к нему уже приладили прозвище “папочка” за трогательную заботу о Грогу в “Мандалорце”, а после премьеры сериала “Одни из нас” оно следует за ним неотвязно.

У актёра это и есть странный образ жизни – либо он получает разные роли, не ассоциируясь с какой-то одной ролью или с амплуа, либо его преследует рок в виде одного образа, как родимое пятно на лбу.

Педро Паскалю дают либо небольшие роли в полнометражных фильмах, либо роли в сериалах. Такое ощущение, что ему не доверяют центральную роль, когда его герой будет в кадре постоянно. Да и то, когда роль “выстреливает”, навешивают нелепый ярлык.

***

Новость о начале съёмок “Странного образа жизни”

Заметка о постере и кадре

Заметка в ВК о происхождении названия к фильму

Заметка о премьере фильма на кинофестивале в Каннах

Новости о вестерне Педро Альмодовара (Pedro Almodóvar) "Странный образ жизни" (Strange Way of Life/Extraña Forma De Vida) в Каннах Как написал в своей заметке Variety: How Pedro Almodóvar’s Gay Cowboy Short Film ‘Strange Way of Life’ Differs From ‘The Power of the Dog’: ‘They Didn’t F—’ (В чём отличие ковбойской гей-короткометражки "Странный образ жизни" Педро Альмодовара от драмы "Власть пса…
ПоУшиВКино22 мая 2023

Заметка о первом англоязычном короткометражном фильме Педро Альмодовара “Человеческий голос”

два англоязычных фильма Педро Альмодовара
два англоязычных фильма Педро Альмодовара