Найти тему
Светлана Фирстова

СИНДРОМ НЕ-ДО-СПЕЦИАЛИСТА. Исследование и апробация своей методики.

 
 

За последние 5 лет, я прошла довольно много обучений в роли ученика, учителя и создателя частей обучающих программ. Наблюдала, как у многих учеников происходят откаты, и примерно у 30% (согласно внутренней статистике онлайн школ) полный отказ от выхода в новую деятельность.

Мне и самой отлично знакомы такие ситуации. Курс окончен - живите как хотите, сами, как взрослые люди. Очень важно чтобы в этот момент кто-нибудь протянул руку помощи, проговорил проблемы с которыми может столкнутся начинающий специалист, прошел рядом первые шаги и легко отпустил руку. Тогда интеграция в новую деятельность происходит спокойно, без травм и драм.

 

Сейчас, по роду одной из своих ведущий деятельностей, я стала смотреть на многие вопросы с точки зрения исследовательского интереса и валидности.

Месяц назад я решила провести исследование, по остро стоящей проблеме,  у некоторых коллег - психологов. А именно, проблема выхода в практику и начало консультирования. Решила этот вопрос изучить с точки зрения психологических “зажимов” и конструктивных маркетинговых проблем. 

 

В исследовании приняло участие 23 человека, женщины, возраст от 25 - 56 лет. Не все его прошли “чисто” (это значит, что от некоторых не получена полноценная обратная связь, при этом консультация-исследование было очень эффективно (по данным обратной связи “в моменте”), чистых получилось 19 человек.

 

Исследование состояло из 3 частей:

1. Анкетирование. Выявление текущего позиционирования (были случаи, когда специалист даже не присваивает себе полученное образование) и ключевых проблем (далее, часто оказывалось что проблема вовсе не эта), мешающих начать реализовывать себя.

2. Диагностика. Проведение диагностики эмоционального выгорания по В.В. Бойко. По мнению автора методики, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

 

В результате диагностики выявились лидирующие признаки в фокус группе:

➡️ Переживание обстоятельств

➡️ Неадекватное реагирование

➡️ Редукция проф. обязанностей (стремление к упрощению, сокращению своего вовлечения в работу)

➡️ Расширение сферы экономии (имеется в виду эмоциональная экономия)

➡️ Эмоциональная отстраненность

 

-2

-3

-4

Если это описать простыми словами, то специалист уже начинает переживать где-то в середине обучения. К концу учебного процесса, чувство усиливается, возникает эмоциональное напряжение, которое специалист пытается нивелировать путем уменьшения интенсивности своих эмоций и реакций. Пытается систематизировать, “шаблонизировать” и упростить схемы своей работы. Это приводит к довольно жестким рамкам, отсутствию вариативности, возможности импровизировать и что самое главное для психолога - перестает слышать клиентов, начинает вести их к своим задачам. Либо клиент одним вопросом или ответом “не по схеме” полностью дестабилизирует специалиста. Напряжение продолжает расти. Осознавая это, специалист пытается еще сильнее выкрутить регулятор эмоциональности ближе к отметке 0. Сфера экономии эмоций переходит на другие стороны жизни и, пытаясь удержать все под контролем, “замораживает” себя. Получается либо полная отстраненность “роботизированность”, либо неадекватные эмоциональные всплески. Если не работать с этим состоянием выгорание наступит быстро, а вместе с ним разочарование и неуверенность в себе.

 

С помощью этой части работы доказала эмпирическим путем, что это очень важный момент, мешающий специалисту объективно оценивать свои возможности. Также диагностика может помочь расслоить физические и психологические аспекты, вывести на важные вопросы по общему состоянию и построить более конструктивный диалог, который будет полезен буквально каждую минуту сессии. Иногда я давала дополнительные диагностики для уточнения ситуации.

 

3. Терапевтическая беседа по анкете, с углублением в появляющуюся проблематику,  прояснением обстоятельств, выяснением сути проблемы через осознание реальной ситуации участника фокус-группы. Разбираем ситуацию на то, что я думаю и то, что есть в реальности. В основном, с применением техник из когнитивно-поведенческой терапии для смены деструктивных установок - на конструктивные. 

В 4 случаях из 19 понадобилась более глубокая дополнительная работа с корневыми проблемами психологического характера.

 

4. Далее, разобрав причины “застоя” по полочкам, в зависимости от ключевой сути проблемы: 

 

А) Моделирование проблемной ситуации, элементы супервизии, объяснение сложных моментов, в рамках своих компетенций.

 

Для начинающего специалиста это невероятный опыт, с точно сконструированными элементами психодрамы, конкретно под обозначенные задачи. 

Можно одновременно видеть себя:

➡️ Как в зеркале

➡️ Глазами клиента

Понять, что может сейчас чувствовать клиент, в результате твоих слов или действий. Понять что важно для клиента, а что он может и не заметить.

В процессе можно озвучивать и решать свои «затыки», учиться преодолевать трудности с полной поддержкой в безоценочном пространстве, где не страшно делать ошибки и их исправление не будет за счет своей самооценки.

Получается отличный тренажер, где страх меняется на уверенность.

 

Б) Разбор ситуации с точки зрения маркетинговой стратегии в «коучинговом» подходе.

Когда я вижу, что с пунктом А все в порядке, анализируем с точки зрения продвижения. С чем проблемы, с чего и как начать, намечаем шаги.

Даю простые рекомендации, основанные на личном опыте работы и более объемную и вариативную картинку.

 

Через неделю после консультации, по описанному выше методу, была проведена повторная диагностика и собрана обратная связь.

По шкалам напряженности отмечено стойкое снижение на 1-3 пункта по шкале напряженности. 

Через обратную связь участники фокус-группы отметили улучшение самооценки, появление базовой уверенности и, собственно, выход в первые консультации или более уверенное продолжение наработки навыка консультирования на практическом опыте.

 

Отмечу, что было 2 случая ухода в отрицательные значения шкал, в связи текущими факторами стресса в повседневной жизни. При этом хочу отметить, что уверенность и решимость продолжать нарабатывать навык консультирования не снизилась. Показателен случай участницы фокус-группы, которая осознанно откладывая наработку навыка консультирования, при ухудшении показателей эмоционального выгорания, очень четко собралась и начала планомерное движение.

 

Так же отмечу, что были случаи бездействия и отсутствия обратной связи у 4 человек. На момент окончания совместной работы, отмечали явную пользу для себя.

 

 

Какие выводы я сделала:

1. В целом, ситуация не так страшна, как ее себе представляли участники фокус-группы и все можно преодолеть, расширив свой взгляд на проблему и найдя адекватную поддержку.

2. Моя методика однозначно эффективна.

3. Явное преимущество методики в вариативности и гибкости. Её легко перестроить, в процессе, под решение потребностей специалиста.

4. Специалист получает нужную именно ему поддержку в момент консультации и мотивацию к действию.

5. За одну сессию удается решить некоторые вопросы, находящиеся на поверхности и обозначить более глубокие запросы, для дальнейшей проработки.

6. Методика отлично применима, как поддерживающая консультация и сопровождение при выходе в новую деятельность специалистов помогающих профессий и многих других в момент адаптации.

 

В заключении хочу резюмировать все выше описанное. 

Основную роль в боязни выходить в практику и прокрастинации отвожу 4 причинам:

1. Отсутствие структурированности методик, знаний, техник и возможностей из применения в моменте в разрезе своей уникальной личности.

Решается созданием собственной системы или отработкой навыка ситуативного реагирования, в процессе моделирования триггерный ситуации у специалиста.

Чаще всего это «Я не знаю какой дальше задать вопрос, «висну», перебираю и ничего не могу найти. Растет напряжение, я теряюсь и не могу продолжать.

Мы берём и методично прорабатываем ситуации, до полного понимания вариантов выхода.

2. Синдром самозванца, отличника, черты перфекционизма в структуре личности. Страхи. С этими вопросами сначала работаем на поверхности, по необходимости, ныряем глубже и ищем корень глубже, в личной терапии.

3. Не умею выстраивать границы, обосновывать стоимость (даже для себя), презентовать себя. Объяснить что даст работа со мной. Как я работаю. Тут хорошо помогает распаковка, расчеты и работа с формированием четких смысловых текстов.

4. Отсутствие базовых знаний, навыков в создании стратегии самопродвижения в конкурентной среде.

 

 

Честно скажу, что чем умнее и глубже специалист, тем больше он сомневается. Не сомневаются, и являются специалистами широкого круга, чаще всего, недалекие и поверхностные. Исключение - опыт работы 20+ лет.

 

Но теория мертва без практики! Не надо свою голову превращать в чердак знаний. 

Изучил одно - закрепляй навык в практике! 

Закрепил - углубляй и расширяй новыми знаниями!

Такой подход к выстраиванию практического опыта наиболее оптимален.

 

P.S. Технология будет расширятся, я продолжаю вести наблюдения и исследования уже в практической работе по своей апробированной методике «Точка опоры»©️ 

-5
-6