Я долго не могла приступить к написанию этой статьи: то времени не было, то сил...то казалось, что тематика блога не соответствует.
Но на Введенское кладбище я отправилась именно на поиски могилы этого человека - так поразила меня история его жизни.
И речь у нас сегодня пойдет о докторе Фридрихе Иосифе Гаазе ( или Федоре Петровиче, как звали его в России).
Так чем же прославился Федор Петрович? Почему католическая церковь начала процесс его канонизации? И зачем на его могилу приходят бывшие заключённые? На эти вопросы я и постараюсь ответить в своем рассказе.
Из любопытства приехал он в Москву в 1802 году, где и начал свою практику. Его приглашали на консультации в различные больницы города, где в богадельнях доктор видел огромное количество больных. И тогда он попросил разрешения у губернатора лечить их бесплатно. Так началась его деятельность гуманиста в России.
В 1807 году доктор был назначен главным врачом Павловской больницы.
Тяжело приходилось врачу на поприще борьбы с российской бюрократией - любое его начинание "засасывалось" канцелярской трясиной. Но доктор не сдавался... И так уж волею судьбы случилось, что князь Голицын набирал первый попечительский тюремный комитет. Так Федор Петрович Гааз был назначен главным врачом московских тюрем.
Основной целью в его
работе было отношение к заключённому без напрасной жестокости. Ведь в то время ни о каких "правах человека" и не слыхивали, а арестант так и вообще к человеку не приравнивался.
И доктор Гааз вступил в борьбу всей своей жизни. Исчезли собственные лошади и карета, пошла с молотка суконная фабрика, а за ней и вся недвижимость. Старомодный костюм истрепался.
По его ходатайству на Воробьевых горах было устроено отделение для пересыльных, где доктор осматривал арестантов и мог оставить больных на несколько дней, чтобы они подлечились и набрались сил. Стоит ли говорить о том, что кормил и лечил он их здесь исключительно за счёт собственных средств.
И как это у нас принято, на доктора регулярно жаловались генерал- губернатору. Угадайте за что? За излишнюю доброту....
Деятельность доброго доктора пытались прекратить путем регулярных проверок (что очень обижало уже немолодого врача), но он по- прежнему продолжал ездить в пересыльную тюрьму, опекать арестантов и заступаться за них.
Пожилой доктор подъезжал к каждому этапу с корзинами припасов, обходил ссыльных, ободрял их, спрашивал, получили ли они по второй рубашке. Иногда жители замечали, что вместе с арестантами шел старик в потрепанном фраке с орденом святого Владимира в петлице. Но никто уже не удивлялся: все знали, что это Федор Петрович, " святой доктор", "божий человек".
Известен случай, когда доктор задержал в Москве в пересыльной больнице семидесятилетнего старика " по дряхлости". И как раз в это время с аудитом больницу посетил сам император. "Доброжелатели" тут же доложили ему о самоуправстве доктора.
"Что это значит?"- задал император вопрос доктору, которого знал лично. И тогда вместо ответа Федор Петрович ( которому шел уже восьмой десяток) встал на колени. Николай Первый подумал, что доктор так просит прощения за промах. На что доктор ответил: "Государь, помилуйте старика, ему осталось жить недолго, он дряхл и бессилен, ему очень тяжко будет идти в Сибирь". И император все понял...
Много ещё добрых дел сделал немец Федор Петрович для русских арестантов. Но я обещала рассказать, почему на ограде его могилы висят кандалы.
А дело в том, что доктор Гааз сам их придумал, разработал и опробовал.
Ещё в царствование Александра Первого для этапирования заключённых были введены толстые железные прутья, на которые нацеплялось 8-10 "запястий" ( наручников). В каждый наручник вставлялась рука арестанта, наручники запечатывались и отцеплять их в дороге не разрешалось. Так в одной "упряжке" оказывались старики, дети, женщины. Нанизанные на прут люди "сбивались с ноги", до крови натирали затёкшие руки железными обручами, которые летом накалялись, а зимой леденели от мороза. Отцепить наручники разрешалось только тогда, когда кто- то из связки умирал.
И тогда Гааз разработал облегченные кандалы. Рассказывали, что как то, приехав к Федору Петровичу по делу, губернатор увидел доктора, который под аккомпанемент лязга и звона цепей, ходил из угла в угол по своему двору. Оказалось, что испытывая кандалы на себе, Федор Петрович протопал по двору расстояние, равное этапному переходу.
И власти сдались: на смену прута пришли облегченные кандалы доктора Гааза. При этом первое время эти кандалы выпускались опять же за счёт Федора Петровича.
Стоит ли говорить о том, что когда доктор умер, его гроб на руках несли от дома до кладбища. Хоронили Федора Петровича за казённый счёт. И несмотря на то, что он был католиком, службы за его здравие ( во время болезни перед смертью) , и упокой его души ( после смерти) проводились во многих православных храмах Москвы.
А главные слова всей его жизни выбиты на могильном камне :" Спешите делать добро".
И ,кстати, жизненный подвиг доктора Гааза был отмечен католическим миром. На сегодняшний день готовятся документы для его официальной канонизации .
Такая вот история немецкого доктора, ставшего святым для русских людей.
На его могиле часто видят людей с тюремными наколками - считается, что доктор и после смерти продолжает помогать своим подопечным.
А я свой рассказ хочу закончить словами святого доктора: " Спешите делать добро"...
А здесь можете прочитать о жизненном подвиге ещё одного, совершенно незнаменитого доктора, могилу которого я обнаружила в Тамбовской области.