Иногда встречаются комментарии, которые заставляют задуматься надолго. Вот, например, на днях читатель высказал мысль: "Социализировать можно и в других местах. Не обязательно для этого ходить в магазины."
И я начала размышлять над этим вопросом. Спросила даже, в каких местах. Читатель ответил - хотя бы в кругу родственников и друзей семьи.
Видимо, у него много родственников. А у нас никого нет здесь, в Томске.
И друзей семьи тоже нет. Есть просто друзья, знакомые. У мужа свои. У меня свои. Встречаемся где-то на нейтральной полосе.
Сына я оставляю дома, потому что он не даст отдохнуть, пообщаться. Будет постоянно перетягивать внимание на себя, задавать неудобные вопросы: когда кто родился, женился, умер...Как у кого звали бабушек и дедушек.
Сейчас уже реже, но может распсих0ваться на ровном месте, кого-нибудь напугать. Поэтому я с собой его не беру. Разве что с самокатом. Чтоб занят был, не подслушивал и во взрослые разговоры не вмешивался.
По той же причине никого не зову к нам в гости. Привычка уже выработанная годами. Да и не хочется мешать мужу. Он, когда кто-то приходит, сразу же убегает из дома. Гуляет по улице или слушает музыку в машине.
Видимо, стесняется, не знает, как поддержать беседу.
Но мы с Серафимом никогда не отказываюсь, если кто-то зовёт к себе. Совсем недавно, в конце лета, навестили такую же семью, где есть взрослый парень с аутизмом. В гостях кроме нас были ещё одна мама с сыном.
Можно ли это назвать социализацией? Думаю, нет. А коммуникативной группой и подавно. Дети наши между собой не общаются. Только родители.
Серафим, естественно, всё у хозяйки выспросил, что его волнует. Уточнил все родственные связи. Рассмотрел планировку квартиры. Изучил, как сделана мебель, как в ней открываются дверцы.
Посидели, попили чай с печеньем и арбузом, погуляли во дворе на площадке. И поехали домой. Ну хотя бы так. Всё лучше, чем ничего.
Где ещё можно социализировать сына? В досуговых центрах, которые сейчас есть? Так там опять же "свои карантины."Часть инвалидов - совсем сложные, с первой группой, тяжелыми умственными дефектами. Спрашиваю, что делали на неделе, узнаю, "Колобка" ставили. Есть у них свой инклюзивный театр.
Ничего не имею против таких людей. Не делю никого на сорта и виды. И к "Колобку" с "Репкой" отношусь весьма положительно. Но это уже давно пройденный этап, к социализации не имеющий абсолютно никакого отношения.
Сыну нужно идти вперёд, не назад. Нужно двигаться дальше.
Поглядим, как сейчас будут обстоять дела с новыми проектами, которые запустят в следующем году.
Вчера, кстати, приходили на арт-терапию в Союз родителей студенты, парень и девушка, будущие соцработники. С новыми идеями. Глаза пока горят. Хотят проводить занятия в разных направлениях, одним из которых заявлены настольные игры на логику и коммуникацию.
Главное, чтобы наших взрослых детей не испугались, которые творят всякое.
Приходят вроде как рисовать и общаться и начинают выяснять отношения.
Спрашиваю у сына: "Ну вот зачем ты опять сказал Артёму, что ты его терпеть не можешь? Ну обзывает он тебя, показывает язык. Ну что теперь? Отвернись и не смотри. А то дело опять дойдёт до потасовки. Будут бумажки скомканные летать и карандаши. Тебе это надо?"
Говорит, не надо. Но там и психолог опытный, быстро всё разрулила, заставила обоих извиниться и помириться.
А студенты насторожились. Для них всё происходящее пока странно и непонятно. Молодые совсем, ровесники наших ребят. Таких орлов вблизи ещё не видели. А им нужно их как-то увлечь для дальнейшей социализации. Хотя бы ради оценки по практике.
Ну что ж, посмотрим, что из этого выйдет.
Ну и продолжаю я всё ещё размышлять о том, как безболезненно внедрить сына в социум, в какую-нибудь небольшую группу нейротипичных молодых людей. Но дальше размышлений дело пока не движется.
Страшно мне. Боюсь нанести своему взрослому ребёнку очередную душевную травму. Вдруг не примут, и он будет опять страдать.
Как думаете, всё-таки стоит рискнуть? Может, я зря переживаю.
Какое направление лучше выбрать? Мы тут всё как-то в художества углублялись много лет. В рисование, вокал.
Может, теперь спорт или танцы? Где и как ещё можно попробовать социализировать взрослого человека с аутизмом?