Найти тему
Клуб "Масала"

Как выбрать хорошего преподавателя. 👩‍🎓

Хотя языковое образование у инфоцыган не в таком почёте, как разные курсы по исполнению желаний, всё же наткнуться на плохого, недостаточно квалифицированного специалиста, которому вы будете вверять свой ум, – неприятно, особенно если образование стоит денег.

Поэтому при выборе курсов или репетиторов (да и вообще специалистов разного плана) стоит обратить внимание на следующие пункты.

Первое и главное – это профильное образование. У специалиста должен быть диплом государственного образца, подлинность которого можно проверить в соответствующем учреждении. Диплом государственного образца выдают государственные и частные учреждения, имеющие государственную аккредитацию.
Уточню, что преподаватель не просто говорит на языке, он имеет проверенную методику преподавания, умеет выстраивать учебный план, работать с аудиторией: его обучали учить других людей. И этим он отличается от полиглота-любителя.

Отдельно следует уточнить про преподавателей-иностранцев. Сам по себе носитель языка (или человек, который долго живёт в стране изучаемого языка), даже если он классный собеседник, автоматически не может быть преподавателем языка, как, например, и любой русскоговорящий не может быть учителем русского.
Поболтать для практики – отлично, но если вы ищите учителя среди носителей языка, то у такого человека должен быть как минимум сертификат, подтверждающий его способность преподавать язык. Например, если мы говорим про английский, это CELTA (Certificate in English Language Teaching to Adults) или TESOL (Teaching English to Speakers of Other Languages). Отмечу, что преподаватель по факту своей национальности может не являться носителем, но если он владеет языком в такой степени, что имеет подобный сертификат, – у него можно учиться.

Если вы посещаете языковые курсы при хорошем ВУЗе или государственные курсы, то шансов заполучить сомнительного преподавателя мало, т.к. администрация проверят документы. Однако не самые чистоплотные работодатели иногда берут просто студентов-иностранцев (которые учатся, например, на инженера) по принципу: сам говорит и других научит. Поэтому без проверки документов, особенно в частных учреждениях, не обойтись, иначе вы просто потеряете время на таких занятиях. Зрелище человека, который пытается что-то объяснять, не располагая соответствующей базой и не умея владеть аудиторией, – это тот ещё кринж. Не менее важно ознакомиться с резюме при выборе репетитора дистанционно в онлайн-школе или на сайте типа
profi.ru. По личному опыту скажу, что с профи.ру у меня проблем не было, в частности там я нашла репетитора по китайскому и учителя игры на этнических инструментах. Но случается всякое.

Опыт. Конечно, заниматься с опытном учителем выгоднее, так как опыт – это знание тонкостей и умение подстраивать методику под конкретные нужды. Однако это не железное правило. Бывают люди с многолетним опытом, настолько выгоревшие от работы или преисполнившиеся ЧСВ, что только провоцирует на негатив. А бывают свежие молодые специалисты, которые гораздо лучше ориентируются в современных реалиях и ещё не устали от жизни. И если человек увлечён своим предметом – он может увлечь и вас без мотивационных речей, одним своим горением. Но как правило обучающемуся на курсах дают демо-урок, чтобы он мог приглядеться к преподавателю и составить мнение.

Также стоит ориентироваться на такой пункт, как психологическая совместимость. Порой люди сквозь года проносят ужасные или, наоборот, прекрасные воспоминания о школьных учителях. Психологическая совместимость имеет большое значение и для атмосферы на занятиях, и для мотивации. Если преподаватель взывает у вас отторжение, раздражение, не включён в работу и если вы при этом не зажаты рамками объективной необходимости обучения у него, то возможно имеет смысл рассмотреть другие кандидатуры. Здесь, правда, отмечу, что требовательность – не самое плохое качество. Особенно если дело касается подготовки к экзаменам. Несовместимость скорее относится к некомфортному межличностному общению.
Честно скажу, иногда студенты вызывают точно такие же эмоции. Порой эти подростки, у которых нигилизм и противостояние со скучным взрослым миром зашли в такую фазу, что им нужен не препод, а психолог, либо это люди с очень авторитарным складом ума, которые вообще не привыкли, что от них что-то требуют и ведут их так, как нужно преподавателю, а не как хочется им. Пару раз за свою карьеру я просто отказывалась от подобных клиентов, чтобы не портить нервы себе и им. Но это скорее исключение, обычно люди после пары занятий достаточно легко притираются друг к другу.

И, разумеется, хороший преподаватель, как и вообще любой хороший специалист, будто то врач, тренер или психолог, должен быть пунктуален.