Стыдно быть собой: история о недоделанной скрипке
Как психолог я встречаюсь с болью моих клиентов, которым пришлось бороться со сложным чувством стыда.
Ресурсы клиентов уходят на борьбу со страхом, злостью, недоверием:
- боюсь быть не принятым в коллективе из-за заикания
- боюсь осуждений из-за ошибок
- злюсь на себя, когда не могу отстоять себя
- я маленького роста подчинённые меня не слушают
- я не доверяю его мнению, он просто хорошо воспитан
- я болезненно отношусь к критике
- я медлительный из-за этого на меня злиться руководитель
Наблюдаю, как клиенты часто отказываются действовать, уходят с терапии, и снова возвращаются. Не все клиенты готовы работать со стыдом, кто-то так и не признаёт стыд , у некоторых он переходит в хроническую форму, которая проявляется через уход из отношений.
Предлагаю вам продолжение своей авторской сказку, чтобы понять, что помогает выдерживать стыд.
Стыдно быть собой: история о недоделанной скрипке часть 2
У каждого свой путь
По узкой грязной дороге медленно двигался экипаж, где сидел благородного вида молодой мужчина, было видно по уставшему лицу, что держал он путь долгий. Экипаж остановилась возле кабака, путник зашёл в кабак, сел за стол, заказал еду и комнату для ночлега.
Вдруг неожиданно для себя, услышал невероятное звучание скрипки, привстал, прислушался, не померещилось ли ему. Откуда здесь, в захолустье может быть такой изящный по звучанию инструмент, удивился путник.
Разузнав у стольника про скрипку, он попросил позвать к себе Володьку. Через несколько минут перед ним стоял юноша лет двадцати, в руках держал скрипку и хитро прищуривался. «Чего изволите господин?»,- смело спросил Володька.
«Позвольте поинтересоваться юноша, откуда у вас такая скрипка?»,– спросил путник.
Глядя на изумлённого гостя, Володька рассказал историю: как купил скрипку у скомороха, о музыканте, которого он любил и как тот учил его играть.
«Музыкантом хочешь стать?», – спросил путник.
«Нет»,- строго ответил Володька. - «Не хочу, тем более, какой из меня музыкант», - Володька протянул правую руку к лицу гостя, где через всю ладонь проходил уродливый шрам, и не хватало мизинца. Увиденное зрелище не смутило путника, он только спросил: «Эко как тебя угораздило? А чего хочешь-то?», - спросил путник.
«Я бы вот хотел научиться делать такие скрипки»,– смущаясь, сказал Володька.
«Ну что же, у каждого свой путь! Вижу, парень ты смышленый могу помочь, есть у меня знакомый мастер в городе, могу тебя порекомендовать и оплатить содержание в подмастерье, только пообещай, что научишься делать такие же прекрасные скрипки», - сказал путник.
«Обещаю, а что взамен?», - вздохнул Володька.
«А взамен я возьму твою скрипку и напишу для неё главную партию в симфонии, я же композитор»,- ответил путник.
Володька не спал всю ночь, он вспоминал слова старого музыканта, что главная свобода в жизни – это выбор, как относиться к случаю, который произошёл в твоей жизни. Он ворочался, не мог уснуть, представлял большой город и мастерскую, вместе с ним не спала и скрипка, но она уже ничего не боялась и была готова к жизни.
Ничто так не проходит быстро, как время
Зимним февральским вечером, как обычно ровно в 22.00 к двери, над которой весела вывеска «Мастерская скрипичных инструментов» подъехал экипаж. Из мастерской вышел пожилой мужчина, захлопнув дверь, со скрипом повернул ключ. Укутавшись в пальто поплотнее, он сел в экипаж.
«Езжай, голубчик», – хриплым басом сказал Владимир Георгиевич.
Экипаж медленно двинулся по мостовой. Петербург в ту пору, как обычно был в огне. Горело где-то в районе Мещанских улиц. Экипаж медленно двигался, проезжая мимо нового каменного дворца, Владимир Георгиевич попросил остановить экипаж. Он часто останавливался у этого дворца, когда там проходили музыкальные вечера.
Через окна дворца и февральскую вьюгу порывался звук скрипки.
«Она, Царица», - восхищённо сказал Владимир Георгиевич. Сердце мастера наполнилось теплотой!
«С надрывом звучит, это так похоже на неё по-другому она звучать не может, в этом она неповторима», - подумал он про себя.
Экипаж тронулся, а мастер ещё долго слышал звуки скрипки.
Время оставило в памяти мастера воспоминания о детстве, о проведённом ученичестве в подмастерье. А самое главное, время его жизни заполнилось дивным звучанием скрипки, которое по сей день с ним!
Вот и вся история.
О чём моя история
- У вас нет возможности предотвратить стыд, вы не можем предсказать, как к вам отнесутся другие люди
- Вы испытываете стыд в тот момент, когда хотите проявить своё «Я» и это нормально
- В большей степени вы стыдите себя сами из-за страха испытать боль
- Стыд очень заразен, вы заражаетесь им от других людей, от тех, кто не смог его преодолеть сам
- Вы перестаёте доверять и везде ищите подвох
Кто-то, прочитав историю, скажет ну в сказках всегда всё красиво, и скрипке и Володьке просто повезло встретить нужных людей. В жизни всё по-другому! Соглашусь, история написано мягко, если писать её более жестко, то со скрипкой и Володькой могло происходить следующее:
- струны скрипки продолжали лопаться бы в самый неподходящий момент
- корпус скрипки рано или поздно треснул бы из-за царапины
- сама скрипка всё время куда-то пропадала бы из оркестровой ямы и её бы заменили другой скрипкой
- Володька, зная о своём увечье, так и не решился бы стать мастером, отгородился бы от людей и стал выпивать, тем более спиртное в кабаке всегда под рукой
Но настоящая жизнь не любит сослагательных наклонений, «бы» это только игра воображения «могло быть», это возможность чего-либо и часто далёкая от реальности.
Что вы можете уже сейчас, так это по взрослому сознательно подойти к выбору жить в стыде или научится его выдерживать. Решать вам каким вы должны быть, а не кому-то!
И возможно нужный человек это психолог, статью которого вы сейчас случайно прочитали, который посмотрит на вас совсем другими глазами.
А как вы видите решение проблем, связанных с чувством стыда?
Записывайтесь на консультацию
+7 (909) 079 9902
Психолог Юлия Янковская г. Челябинск
Если история тронула вас, буду благодарна за репост.
Автор: Юлия Янковская
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru