С фотолюбителем Дмитрием Колесниковым мы сидим в гостях у Феофановых в Москве. Пьём ароматный чай с мёдом и вареньем, приготовленный Ирининой мамой. Скованность и волнение перед знакомством уже позади – в этой квартире нас приняли радушно и просто. Приятно за чаем брать интервью.
– Ирина, мы знаем, что вы уехали из Пензы ещё школьницей, ученицей шестого класса. Интересно, была ли у вас уже в то время мечта стать актрисой?
– Да… Я даже помню, как это случилось. Шла по улице Кирова, и мое внимание привлекла одна реклама, на которой была изображена необыкновенно красивая женщина с веером и в шляпе. Я стояла, смотрела на неё и думала, что, наверное, никогда в жизни не буду такой красивой, и что так выглядеть может только актриса. Подумала и пошла дальше. Но с тех пор…
– Но почему же после окончания школа вы стали студенткой… Московского инженерно– строительного института?
– В то время у нас дома творилась настоящая война: все меня отговаривали «идти в актрисы», так как у нас в родне актёров никогда не было, почти все заканчивали Пензенский инженерно-строительный… Так я и стала студенткой МИСИ, но проучилась там всего 2 месяца. Однажды меня осенило: мы живём один раз в этом мире, и жить нужно так, как хочется, потому, что второго раза не дано. После чего и поступила в Щепкинское театральное училище.
– А как произошла встреча с кинематографом?
– Сниматься в кино я начала уже на 2-ом курсе училища. Кино мне очень многое дало. Прежде всего, уверенность в себе и самостоятельность: начинаешь сниматься и ощущаешь себя актрисой, а не просто студенткой.
Хотя раньше хотела играть только в театре. Но так уж сложилось, что меня начали чаще снимать. А сколько было интересных встреч! Почти в каждом фильме мне встречались интересные актёры: Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Александр Александрович Калягин, Александр Яковлевич Михайлов и многие другие. Поэтому работа в кино мне давала больше.
– Но театр, видимо, не совсем ушёл из вашей жизни?
– Тут есть один интересный нюанс… Когда ты заканчиваешь театральный институт, то каждому выпускнику необходимо показать себя, свои возможности для будущей работы в том или ином театре – существует такая система. И я очень не люблю показываться. Это довольно-таки унизительная процедура, и у всех студентов она проходит очень болезненно.
В театре я работала два года. Сыграла три главные роли, в том числе Офелию в «Гамлете».
Кстати, мне очень нравилось играть Снегурочек. Часто в школьные каникулы мы ставили детские спектакли; ребята смотрели на меня как на какое-то волшебство. Подойдут, дотронутся и смотрят – верят, что я настоящая Снегурочка.
И вот тогда я как раз поняла, что такое актриса, что такое тайна театра, и что её никогда не надо развенчивать. Особенно перед детьми. И сейчас, когда начинается «выплёскивание» с телеэкранов театральных дрязг, я считаю, этого делать просто нельзя. Всё негативное должно оставаться внутри театра, потому, что это развенчивает театр и убивает веру в него.
Был интересный случай. Я играла Снегурочку, в день мы давали по три спектакля, естественно, уставали. И как-то раз, уже по окончании последнего, пришла я в гримёрную, переоделась и собралась идти домой. А в это время мне говорят: «Тебя там ждут две девочки». Я вышла. Смотрю – они стоят с конфетами, смотрят на меня и, ни слова не говоря, постепенно так начинают отходить назад, а потом и вовсе убегают. Вы бы видели, какое разочарование было в их глазах! И тогда я поняла, что такое театр… Надо всегда, как бы ты ни устала, помнить, что ты – актриса, и что все твои личные беды, плохое настроение, усталость, – всё это должно оставаться в тебе.
– Мне кажется, что одна из твоих крупных ролей, и роль, по-особому запоминающаяся, – в картине «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Расскажи, как работалось…
– Эту роль я очень люблю, она многое дала мне в творческом плане. Но если говорить честно, то с Леонидом Иовичем у нас как-то не состоялось особого взаимопонимания на съёмочной площадке, не очень-то дружно мы жили. Часто он был мной недоволен, а я недовольна им… Одним словом, работа шла непросто.
– А есть ли у тебя любимое амплуа?
– Как вы, наверное, заметили, в последнее время я больше играю в комедиях, и это, как говорится, в силу времени. Ведь сейчас наша жизнь во многом тяжела, сера и нудна. Считаю, что сегодня надо снимать больше комедий, зрители должен приходить в зал и смеяться, получать положительные эмоции. Да и актёры должны быть красивыми, жизнерадостными, передавать свою энергию, несмотря ни на что.
Этим я и объясняю свою последнюю «комедийную полосу». Хотя считаю себя больше актрисой трагедийного плана. Давно, например, мечтаю сыграть Нину Заречную, не знаю, правда, получится или нет.
– Ирина, что вас ждёт впереди?
– Честно говоря, пока возвращаться в театр не собираюсь, потому, что сейчас очень много интересных предложений в кино. Прежде всего, это работа над картиной «Русские братья» режиссёра Николая Фомина, тоже, кстати, нашего земляка.
– Съёмки которой как раз будут проходить на пензенской земле, в Белинском районе!
– Да, и на этот раз буду играть монашку. Мне очень нравится эта тема, хочу попробовать себя в новой серьёзной роли.
С Николаем Васильевичем мы работаем уже во второй картине (первая – «Очаровательные пришельцы» – прим. О.Т.), у нас уже сложилось хорошее взаимопонимание.
Помимо этого, возможно, будут и другие съёмки, так как было много проб на «Мосфильме» и других киностудиях.
– Что ж, думаю, что мы, пензенцы, будем с интересом следить за твоей творческой жизнью. Успехов вам!
– Спасибо. А я, в свою очередь, хочу пожелать всем своим землякам больше радоваться жизни и быть оптимистами!
«Наша Пенза», №27, 16 августа 1991 г.
Р.S. В далеком уже 1991 году, после признания Ирины Феофановой актрисой года по итогам ежегодной анкеты журнала "Советский экран" за роль авантюрной журналистки в комедии Леонида Гайдая "Операция "Кооперация", или Частный детектив" состоялось первое знакомство с нашей известной землячкой. Общение с ней и её родителями продолжалось и в последующие годы. А следующее интервью с Ириной вышло уже ровно через 10 лет в "Новой газете - "Мир людей"