Упражнения взяты из знаменитого учебника А.Н.Рапанович. Фонетика французского языка.
Когда-то я взял этот фрагмент из учебника, распечатал и тренировался перед зеркалом, положив листочек с упражнениями перед собой.
По своему опыту скажу, что ничего более полезного мне встречать не приходилось.
Рекомендую для самостоятельных тренингов. Чем чаще, тем лучше. Впрочем, сами понимаете, регулярность вещь полезная. 😉
Итак, приступаем.
1. Плотно сомкнуть губы и вытянуть их вперед. После выдержки растянуть их в стороны, на улыбку, сохраняя плотно сомкнутыми. Круговая мышца при этом расслабляется и работает мышца смеха, затем наоборот.
2. Плотно сомкнуть губы и вытянуть их вперед. После выдержки разомкнуть губы и растянуть их в стороны, обнажая зубы. Повторить движение.
3. Оттягивать в сторону попеременно то один уголок рта, то другой, сохраняя губы плотно сомкнутыми и следя за тем, чтобы работали только мышцы одного уголка рта, другая же сторона лица оставалась бы совершенно неподвижной. Упражнение делается на четыре счета. Мускулы уголков должны оттягивать губы поочередно в узкую щель в одну сторону.
4. Это же упражнение проделать в ином ритме: на два счета делать два быстрых движения одним уголком, на «три-четыре» — два движения вторым уголком.
5. Плотно сомкнуть губы и вытянуть их вперед. На два счета делать движение максимально вверх и затем на два счета вниз. Следить, чтобы губы не размыкались и не растягивались в полоску при движении вниз.
Это движение, студенты часто стремятся заменить улыбкой, растягивая губы в стороны вместо движения вниз, т. е. заставляя работать мышцу смеха вместо круговой мышцы. Важно следить, чтобы мускулы, расположенные в середине губ, толкали губы в противоположную сторону, а не тянули на себя, как в предыдущих упражнениях, где работала мышца смеха. Губы все время остаются округленными.
6. Плотно сомкнуть губы и вытянуть их вперед. На два счета сделать движение вправо и на два счета движение влево. Следить, чтобы уголки рта не оттягивались в сторону и сохранять почти круглую форму губ. Это упражнение для круговой мышцы, поэтому надо следить, чтобы мускулы толкали губы, а не тянули их в уголках, что неизбежно включит в упражнение мышцу смеха.
7. Оттянуть вниз нижнюю губу настолько, чтобы видеть в зеркале передние нижние зубы до десен, затем после выдержки поднять ее вверх до соприкосновения с верхней губой, которая остается все время неподвижной (следить, чтобы не работали мышцы шеи).
8. Подтянуть верхнюю губу к деснам верхних передних зубов настолько, чтобы обнажить их полностью. После выдержки опустить губу вниз до соприкосновения с нижней, остававшейся все время неподвижной. Упражнение помогает постановке [э]. Следить, чтобы крылья носа не двигались, так как ими ведает другая мышца.
9. Чередовать движение нижней и верхней губ, следя за неподвижностью одной из них.
10. Повторить это же упражнение, но опустив челюсть и разомкнув зубы. Это увеличивает размах движений каждой из губ. Следить, чтобы все остальные мышцы лица оставались в покое, не делать гримас.
11. Слегка раскрыв рот, крепко натянуть верхнюю губу на верхние зубы так, чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа растягивается в стороны, занимает нормальное положение, слегка открывая зубы. Нижняя губа остается неподвижной.
12. Слегка открыть рот. Нижняя губа крепко натягивается на края нижних передних зубов, слегка заходя внутрь рта. Растягиваясь, нижняя губа обнажает нижние передние зубы и вновь возвращается в нормальное положение. Верхняя губа неподвижна.
13. Движения обеих губ, указанные в 11 и 12 упражнениях, проделываются одновременно (следить, чтобы не работали мышцы шеи).
14. Округленные и вытянутые вперед губы движутся вперед, влево, вниз, вправо, вверх и т. д., совершая круговые движения. Челюсти плотно сомкнуты (следить за шеей).
15. Губы вытянуты вперед и округлены. Повторяется движение предыдущего упражнения, но в противоположную сторону. Челюсти сомкнуты.
Методические замечания
Упражнения для губ (кроме № 10, 11, 12) проводятся при плотно сжатых челюстях, кончик языка при этом легко касается нижних зубов. Надо следить, чтобы в упражнения не включались шейные мышцы, чтобы не натягивались жилы на шее, что бесполезно и очень некрасиво.
Упражнения для губ важны при постановке именно французского произношения, так как большинство французских гласных округлены, и надо специально приучать учащихся к этому непривычному для них движению губ вперед, к длительному сохранению напряжения в вытянутых губах.
Передний резонанс обусловлен именно напряженностью и округленностью губ при произношении, тем, что при этом включается дополнительный резонатор преддверия рта.
Очень часто встречаются студенты, которые не могут сразу выполнить все упражнения для губ: у одних губы двигаются только вправо, у других — только влево, у третьих — не поднимается верхняя губа и т. д.
В первые дни иногда приходится помогать круговой мышце рта:
надо положить большой и указательный пальцы на соответствующий участок верхней и нижней губ и подвинуть их в нужном направлении. Постепенно мышца «разработается» и станет выполнять это движение без помощи, самостоятельно.
Трудности представляет также попеременное движение губ в вертикальном направлении. И здесь в первое время можно придерживать пальцем одну из губ, заставляя оставаться неподвижной при движении другой губы. Больше затруднений вызывает движение верхней губы, а когда его удается сделать, вместе с губой движется нос. Это значит, что работает не та мышца (см. рис. 8), и нужно чуть изменить направление мышечных усилий.
Следует также иметь в виду, что в одних упражнениях мышечное усилие должно быть толкательным, а в других — тянущим. Их надо строго различать, как это указывается в соответствующих конкретных упражнениях.