Найти тему
Никита Непряхин

«Далеко зашел»: какова оптимальная зона делового общения

Всем знакомо чувство дискомфорта, когда незнакомый человек подходит слишком близко и хочется сделать шаг назад, чтобы восстановить «безопасное» расстояние?

Кадр из фильма "Супергеройское кино"
Кадр из фильма "Супергеройское кино"

У любого человека и животного есть так называемая личная зона или «зона безопасности» — это пространство, в котором мы чувствуем себя комфортно. Однако ощущение такой личной территории у каждого свое, индивидуальное. Это связано с социальными и культурными традициями, семейными обстоятельствами. Например, у людей, выросших в больших семьях, но небольших домах личная зона значительно меньше, чем у тех, кто привык к простору и возможности уединиться. Даже жители сельской местности и мегаполиса по-разному будут ощущать зону безопасности. У многих селян, переехавших в крупный город, наблюдается фобия толпы. Заметно различаются представления о личном пространстве у жителей разных стран. Например, для немцев оптимальное расстояние — 60 см и более от собеседника, а для араба такое расстояние будет слишком большим и недопустимым.

Одна из общепринятых классификаций зон межличностного пространства такова

1️⃣ ЗОНА ИНТИМНОГО ПРОСТРАНСТВА

от 0,5 м до непосредственно телесного контакта

Обычно на таком расстоянии общаются влюбленные или очень близкие люди, например родители с детьми. Психологам известна методика диагностирования семейных отношений: если люди счастливы в браке, они стараются держаться и общаться именно в пределах интимного пространства.

Вспомните, насколько дискомфортно вам в лифте с незнакомыми людьми. Поэтому в беседе с малознакомым человеком, во время деловых переговоров никогда не нарушайте пространство интимной зоны оппонента. Это можно делать в исключительных случаях, чтобы показать, что вы воспринимаете человека как близкого друга.

2️⃣ ЗОНА ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ

от 0,5 до 1,5 м

Пространство, в которое допускают близких и хорошо знакомых людей. На таком расстоянии люди могут дотрагиваться друг до друга, похлопывать по плечу, обмениваться рукопожатиями и т. д. Практика показала, что многие менеджеры отталкивают клиента именно тем, что стараются подойти к нему как можно ближе, чем нарушают зону личного общения, а клиент при этом чувствует себя неловко и раздраженно.

3️⃣ ЗОНА ФОРМАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

от 1,5 до 3,5 м

Такая дистанция уместна для ведения деловых переговоров, для общения с малознакомыми людьми.

4️⃣ ЗОНА ПУБЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ

от 3,5 м и более

При общении с аудиторией, во время публичных выступлений, лекций, презентаций это оптимальное пространство. Вести деловые переговоры на этой дистанции не рекомендуется.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе собственной книги "Гни свою линию. Приемы эффективной коммуникации", издательство Альпина Паблишер.