Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!
Сегодня ещё немного перевода. второй части трактата "Об обретении Истинной Веры" ("АНДЗИН КЕЦУДЗЁ СЁ"). Окончание уже близко!
Приятного и познавательного чтения!
-------------
Обычно люди считают, что Нэмбуцу действительно существует и действует только тогда, когда мы медитируем на главные или второстепенные признаки Чистой Земли, либо декламируем Имя. Если же этого не происходит, то и Нэмбуцу не существует. Нэмбуцу на таком уровне практики никак нельзя назвать Нэмбуцу вечной жизни или Нэмбуцу не-деяния. Если Нэмбуцу существует только тогда, когда мы произносим Имя, и перестает существовать, когда мы этого не делаем, то это — Нэмбуцу эфемерное и непостоянное.
Термин "не-деяние" буквально означает "нет ничего, что надо было бы делать". Буддизм Хинаяны говорит о трёх видах не-деяния. Не-деяние пространства, которое является одним из этих трёх, означает, что пространство не исчезает и не возникает. В буддизме Махаяны не-деяние — это вечный, неизменный закон, называемый таковостью, Природой Дхармы и так далее. В описании Гэнгибун[1], указывая на это вечное качество Чистой Земли, говорится:
"Тело Дхармы вечно, точно так же, как пространство".
Потому-то Страна Высшего Блаженства и называется "Царством не-деяния и вечной жизни", ведь она не возникает и не исчезает по воле человека. То же самое можно сказать и о Самадхи Нэмбуцу: оно не появляется и не исчезает в зависимости от того, декламируют ли живые существа Нэмбуцу или нет. Всё это необходимо тщательно обдумать и уяснить.
Вообще говоря, слово "Нэмбуцу" означает "памятование о Будде". Памятовать о Будде означает размышлять о заслуге, доступной живым существам благодаря Великому Обету Будды, о возможности разорвать узы, привязывающие их к состоянию рождения-и-смерти, и, таким образом, позволяющей им возродиться в Исполненной Чистой Земле Невозвращения. Когда мы таким образом размышляем о заслугах Будды, придерживаемся Изначального Обета и принимаем в нём Прибежище, наша тройственная деятельность (телесная, словесная и ментальная) поднимается до уровня Просветления Будды, "опираясь на Тело Будды". Следовательно, обсуждаемое Самадхи Нэмбуцу не является нашей собственной практикой, декламируем ли мы, поклоняемся или размышляем об Амиде. Мы должны воспринимать это как выполнение практики самим Амидой.
"Великий Обет Будды" — это обет, который Амида дал после пяти кальп созерцания и медитации. "Возможность разорвать узы, привязывающие нас к состоянию рождения-и-смерти" означает практики Бодхисаттвы, которые Амида выполнял в течение миллионов миллиардов кальп, а также огромные заслуги и добродетели состояния Будды, проявившиеся после его Просветления десять кальп назад. Амида приложил огромные усилия, чтобы развить эти заслуги и добродетели Обета и Практики исключительно ради нас, невежественных людей будущих злых веков. Когда он разорвал узы всех без исключения живых существ десяти направлений, привязывающие их к состоянию рождения-и-смерти, и таким образом исполнил Обет и Практику, создав тем самым Исполненную Чистую Землю Невозвращения, он достиг Просветления, в котором спасаемые и спасатель едины. Размышление-памятование об этой сути Просветления называется Самадхи Нэмбуцу. Следовательно, Самадхи Нэмбуцу не зависит от нашей тройственной (телесной, словесной и ментальной) деятельности.
В ходе обычной практики предполагается, что её выполняем мы сами, чтобы разорвать узы рождения-и-смерти, исполнить свои обеты вступить в Чистую Землю Истинного Воздаяния. Однако, поскольку особый Вселенский Обет превосходит закон, согласно которому человек достигает определенного результата, выполняя определенную причинно-следственную деятельность, Будда Амида с помощью своего Великого Обета уже гарантировал нам, обычным живым существам, возрождение в его Чистой Земле. Если мы принимаем Прибежище в нём с чувством благодарности за то, что он сделал для нас, все наши поступки, мысли и слова становятся подобны пассажирам Корабля Обета Амиды, который напрямую доставит нас в Землю Истинного Воздаяния. Поэтому и говорится, что, когда ум и сердце человека, принимающего Прибежище, опираются на Изначальный Обет, вся его тройственная деятельность "опирается на Тело Будды".
Обет и Практика Амиды есть суть обетов и практик, необходимых для нашего возрождения в Чистой Земле. Поэтому, помимо Просветления, которого Амида достиг (как результата своего Обета и Практики), мы не говорим ни о какой другой практике, необходимой для нашего собственного возрождения. Однако есть люди, хоть и осознающие это, но всё-таки полагающие, что Просветление Будды никак их не затрагивает, и поэтому, отодвинув его в сторону, они решают: "Почему бы мне самому не пробудить Бодхичитту и не выполнять практики с чистым сердцем?" Такой ход мысли поистине прискорбен. Поскольку в Просветлении Амиды наше возрождение в Чистой Земле уже состоялось, его Тело олицетворяет обет и практику, необходимые для нашего возрождения. И эта практика не из тех, которые зависят от каких-то осознанных действий с нашей стороны. Потому-то и было сказано:
"Помимо Просветления, которого достиг Амида (как результата своего Обета и Практики), мы не говорим ни о какой другой практике, которая была бы необходима для нашего собственного возрождения".
Ясное восприятие этого Просветления называется "тройственным разумом" или "Синдзин". В этом Просветлении спасаемый и спасатель едины, Имя и сущность неразделимы; словесное выражение этого осознания звучит как "Наму Амида Буцу!" По этой причине через веру мы возвращаемся к раз и навсегда достигнутому Просветлению Амиды; мы возвращаемся к нему через словесную декламацию Имени. Даже если мы повторим это Имя тысячу раз, ни одно повторение не выйдет за рамки раз и навсегда достигнутого Просветления. Даже если мы из-за усталости, лени или по какой-либо другой причине забываем произносить Имя и не вспоминаем об Амиде, пока наша вера в Иную Силу основана на Изначальном Обете, в своём сердце мы понимаем, что, поскольку Тело Будды — результат длительной и непрерывной практики—олицетворяет его вечную просветлённую активность, его Имя — это практика не-деяния и вечного присутствия. Вот, что имел ввиду Шань-дао, говоря:
"Практика — это Наму Амида Буцу".
Далее, ранее было сказано: "Самадхи Нэмбуцу не является нашей собственной практикой, декламируем ли мы, поклоняемся или размышляем об Амиде". Это следует понимать так, что, если наш разум, приняв Прибежище в Амиде, следует Изначальному Обету, и вся наша деятельность опирается на Тело Амиды, наше тело более не существует отдельно от Амиды, а наш разум тоже перестаёт существовать отдельно от него. Произнося Нэмбуцу, мы выражаем нашу благодарность за Просветление, в котором спасаемый и спасатель едины и неразделимы. Когда мы поклоняемся, то выражаем всепоглощающую радость за благосклонность к нам Иной Силы, Силы Изначального Обета Амиды. Поэтому, декламация и памятование об Амиде не есть способ накопления заслуг, но просто практика, которую Будда Амида уже выполнил ради нас, обычных людей.
-------------
[1] Гэнгибун – центральное изображение главной мандалы Чистой Земли (Тайма-мандалы; мандалы, находящейся в храме Тайма) с Буддой Амидой в окружении Авалокитешвары, Махастхамапрапты и других бодхисаттв. Ниже Гэнгибун располагаются танцоры и музыканты, а также изображена первая встреча умершего с Амидой. Выше находятся павильоны, Свет Амиды и небо, заполненное различными проявлениями.
Левая сторона Тайма-мандалы называпется Дзёбунги, правая – Дзёзэнги. (примеч. переводчика).