Найти тему
ivannovikov

Индия. Железные дороги Мумбаи.

Мой рассказ будет неполным, если я не расскажу о связующем звене густонаселенного города — мумбайских электричках.. Так как я и сам пользуюсь электричками каждый день уже бо́льшую половину жизни, мне это тоже особо интересно.

Начнем с центра города- с вокзала Чатрапати Шиваджи. Это красивейшее здание, построенное в 1888 году совместно с британцами, больше похожее на какое-то правительственное или на хороший музей:

-2

Рядом с вокзалом тоже много интересного. Вот кинотеатр "Эрос", первый кинотеатр Бомбея. Этот как у нас "Аврора" в Питере, например.

-3

Многие значимые премьеры проходят в нем:

-4

Но вернемся к вокзалу. Я даже не знаю, как его фотографировать, он очень огромный, не влезает ни в один кадр, поэтому остается лишь разглядывать детали:

-5

Башня и часы. Готические орнаменты:

Раньше вокзал носил имя королевы Виктории, но так как бомбейцы решили окончательно избавляться от колониального наследия, то и названия все переименовали, в том числе и название самого города. В таком климате иногда и кокос не хочется поднести ко рту, настолько душно и лениво, а тут такую красоту выстроили:

Ну что ж, давайте зайдем внутрь? Нам прямо и в арку:

-8

Внутри очень много людей, но при этом сейчас еще не час пик.
После теракта 2008 года на вокзале много полицейских с ружьями.

-9

Потолок как в готическом соборе:

-10

Наверное, если самое красивое здание во всем Мумбаи является вокзалом, то и железные дороги будут вызывать к себе расположение, но как бы ни так! Дальше, прямо с платформы вокзала Виктории, только ступив ногой в тамбур вагона ты расписываешься в том, что можешь и не вернуться. Это самая загруженная сеть пригородных электричек в мире. В год она перевозит более 2.5 млрд человек!
На первых станциях все спокойно, людей еще не очень много, опять же сказывается не самые критичные часы траффика, когда мало кто едет на работу или с работы:

-11

Сначала не понятно вообще ничего. В одну сторону может быть несколько путей и при этом электрички бывает едут параллельно или одна обгоняет другую.

-12

Подъезжаем к станции. Стоит наша электричка, параллельно подъехала еще одна и в противоположную сторону отправляется третья.

-13

Наверное, уже обратили внимание, что двери в мумбайских электропоездах не закрываются никогда, а из каждой выглядывают люди. Дело в том, что в этом климате очень душно. Ты потеешь всегда если тебя что-то не обдувает! Стоит только остановиться, как начинаешь покрываться липким по́том, словно бутылка не сильно охлажденного лимонада, когда достаешь её из холодильника. Только легкое дуновение ветра может создать вполне комфортные условия и поможет не потеть.

-14

Станции ничем не выделяются. Это одинаковые платформы с лестницей, ведущий на пешеходный переход:

-15

На дикой скорости проносится встречный поезд:

-16

Вместе с нашими путями их уже пять, а справа от нашего поезда за кадром тоже пути!

-17

Старинное заброшенное здание у железной дороги, чем-то похожее на станцию:

-18

Таблички с названиями. Понятно, что дизайн взяли с такой любимой и нелюбимой одновременно Англии. Многие из них это краска на ржавом листе:

Женщины в сари, мужики обычно в белых рубашках и брюках. По центру идет здоровый монах:

-20

Идем через переход на пересадку. Веселые мусульманские девочки-школьницы:

Крыша на станции:

-22

На первый взгляд электрички в Мумбаи шире чем наши:

-23

Но внутри кажется, что по ширине все одинаково. Это приличный новый вагон. Обычно вагон еще разделен на секции решетками или вот такими полированными металлическими трубками, если вагон более современный.

На потолке вагона абсолютно всегда гудят вентиляторы:

Смешной ребенок. У индийцев очень красивые дети, словно ангелочки:

-25

А вот начинается адок. Людям не хватает места в вагонах и они уже начинают свешиваться в дверном проеме:

-26

Даже женщины висят, выставляя спины с рюкзаками. Электричка не ждет никого и никогда!:

-27

Тридцать секунд и отправление, при этом люди начинают запрыгивать в вагон и параллельно выпрыгивать из него задолго до полной остановки поезда. Нужны годы тренировок чтобы так делать, в плотной толпе это выглядит страшновато:

-28

Вагон для женщин:

-29

При таком безобразии обязательно задумываешься, сколько же травмируются и погибают людей при такой эксплуатации железной дороги?

Вообще-то есть даже статистика, согласно которой в среднем в сутки на железных дорогах в Мумбаи погибает 2.5 человека:

-30

Но жителей Мумбаи ничего не останавливает. Деваться то некуда.

В результате адаптации к такому безумию на железных дорогах, в городе относительно недавно даже появилась целая субкультура отважных мумбайских сорванцов, которые занимаются на этих электричках паркуром! В интернете хватает роликов с ними.

С моста хорошо видно, как много путей:

-32

Объясняется это просто. Здесь идут две параллельные ветки, одна из которых называются slow, то есть со всеми остановками, и вторая- скоростная, которая останавливается только на важных станциях.

-33

Поэтому и бывает так, что электрички идут параллельно. Просто одна из них останавливается не на всех станциях:

-34

Вот карта электричек. Как раз на ней наглядно видно, что линии идут параллельно. Всего в Мумбаи более 150 станций, а протяженность всех путей составляет почти 500 километров.

Особо обращает на себя внимание дизайн этой карты. При общем пофигизме, где краской пишется название станции на ржавом листе, эта карта словно из другого города:

-35

Кстати, здание вокзала на станции "Bandra" довольно приличное:

-36

Вот как выглядела станция давно, в семидесятые годы:

-37

На полу вокзала спит мужик с совсем грудничком:

-38

Но это совершенно не мешает расплодить на противоположной стороне просто адовые трущобы. Трущобы у станции Бандра самые колоритные на мой взгляд, потому что их можно фотографировать сверху с перехода. Туда мы еще обязательно к ним сходим в следующей части:

-39

Люди вокруг живут везде, в каждом свободном месте пристроены палатки или деревянные шалаши вдоль забора. И над всем этим возвышаются гигантские небоскребы, словно в Дубаи. В чем смысл строить так высоко? Может на верху воздух чище?

Следующая станция. Женщина ждет прибытия поезда:

-41

Поезда ходят довольно часто. Бывают моменты, когда мне казалось, что частота их приближается к нашему метро, а наше метро сверхудобное в этом плане:

Люди пролезают через дырку в заборе. С одной стороны, чтобы проехать зайцем, а с другой, потому что поезд так остановился и с этой стороны в нем меньше людей. Быстро надо втиснуться, потому что уже началось отправление:

Первый и последний вагоны поездов обычно отведены для женщин в целях безопасности. Женщины могут ездить и в других вагонах, им не возбраняется:

-44

Со свистом мчится на встречу состав, из которого, завидев меня, люди успевают еще и помахать руками, что-то прокричать и поулыбаться!

-45

Ничего, скоро у нас в Девяткино будет так же. Если уже не так:

-46

Большинство на транспорте, да и просто на улицах Индии это мужчины. Женщины, видимо, дома сидят.

Мчатся по делам:

Пути в сторону севера:

-48

Парни едут в самом дешевом вагоне с решетками на окнах как для тюремщиков, при этом он до жути переполнен, а они машут рукой и счастливо улыбаются!:

-49

Мы тоже прокатились в таком вагоне под вечер. Давление из людей там такое, что мне стало страшно за фотоаппарат в рюкзаке. Да и сам ранец вытащить из толпы очень тяжело, если тебе на выход. А ждать никто не будет! На следующей же станции народ умудрится запрыгнуть и найти себе место еще до остановки состава.

Внутри нашего вагона. Видно разделение на секции:

-50

Женщины в сари и салвар камизах ждут посадки у остановки первого вагона:

-51

Мы, конечно, покупали билеты для поездок, но никто ничего не проверяет, да и как в такой толпе можно что-то проверить?

-52

Андрюша уже утомился от этих покатушек:

-53

Зато пацаны, увидев бледную обезьянку (меня), с удовольствием начали фотографироваться и общаться. Индусы только кажутся зачастую бедными. Парень сказал, что у меня старый фотик, а у него уже давно следующая модель. Говорят, едут из храма, ездили мазать себе лоб краской:

-54

На каждой станции стоят ларьки, где готовят пани-пури, джалеби, продают острый горох типа наших сухарей, газировку и воду. Я снова попытал счастья, взял какой-то лимонад в красивой серебряной бутылке и он снова оказался с масалой. Сцуко.
Это как жирный теплый лимонад со специями. Фантастическое пойло. Я выпил.

Мужик на велосипеде привез большой кирпич льда:

-56

Это уже поезда дальнего следования:

-57

Провожающие общаются через окно перед отправлением:

-58

Такие вагоны- самого низкого класса. Там решетки, вентиляторы и больше ничего:

-59

В дорогу можно бесплатно набрать воды:

-60

При общей сутолоке и бесконечном потоке людей сами индийцы будто не замечают этого. Улыбаются, шутят, общаются, читают газеты:

-61

И пользуются пригородными электричками каждый день, именуя их "Locals" и сражаясь за место в вагоне. Каждый день.

-62

Дальше я приглашаю вас на экскурсию в трущобы Дхарави:

Если понравилось- подписывайтесь, ставьте лайки!

Все статьи про Индию я объединил в подборку:

Командировочка в Индию | ivannovikov | Дзен