Найти тему
GetLens Get Lens

АКТУАЛЬНЫЙ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД CANON 2023.

Ежегодный лёгкий, но чёткий и понятный дайджест (подборка выдержек  на определённую тематику) “Какую камеру Canon купить, чтоб не обломаться, в конце 2023 года” по мотивам самых популярных вопросов из шоурума от тех, кто уже точно определился, что будет снимать на Canon, но вот с конкретной моделью ещё нет.

Мы их ежегодно выпускаем по двум причинам:
- для снятия информационной нагрузки с отдела продаж,
- для просвещения снимающей общественности и удобства стесняющихся интровертов.

Раньше ведь как? Есть флагман, есть его младший брат - вот на них, как правило, и копили, не обращая внимания на всё, что числится во младших моделях. А потом производители так прокачали “младшеньких”, что те, начали наступать флагманам на пятки, удовлетворяя основные потребности большинства фотографов, но стоя при этом в два/три раза меньше.

А если не варишься во всей этой теме, очень сложно отследить все отличия между моделями и точно решить, какую нужно брать, а на какой лучше сэкономить.

Поэтому предлагаю сегодня быстренько пробежаться по актуальному модельному ряду беззеркалок Canon, и, не сильно углубляясь в ТТХ, определиться, какая камера кому подойдет, если рассматривать с позиции “Купить дешевле при максимальной практической пользе и быстрой окупаемости оборудования”.

Итак, если сейчас зайти на европейский/американский сайт Canon (.ru не обновлялся с начала 2022 года), то актуальная линейка камер выглядит так:
- R3 и R5 - наверху, как флагманы и камеры с возможностями на все деньги,
- R6II и R8 - посередине, как идеальное соотношение цена/качество и рабочие лошади под любой кошелек,
- Rp - как входной билет в беззеркальную систему Canon, ибо дешевле полнокадровую беззеркалку так никто из конкурентов и не сделал,
- R7, R10, R50 и R100 - кропнутая линейка, для тех, кто не молится на полный кадр (по ней следом сделаю отдельный дайджест).

И из этой вводной стоит отметить, то, что ни EOS R, ни первой R6 Canon за актуальные камеры больше не считает, а это значит, что и программно обновлять их, видимо, не собираются.

Поэтому, если эти камеры у вас на руках - снимайте в счастье, и не о чем не беспокойтесь, потому, как у них до сих пор (особенно у R6) есть технологический запас на пару лет вперед, и их возможностей с головой хватит даже для требовательной коммерции. Но! Если нацелились на покупку именно новой камеры, то с мнением Canon относительно актуальности линейки, как по мне, лучше считаться.

1) R3.
Как правило, тем, кто может позволить себе купить EOS R3, ничего объяснять не нужно - им либо просто хочется всё самое лучшее, либо ребята трудятся в таком жанре (профессиональный спорт, дикая природа, путешествия, наука), где камера с меньшими характеристиками, чем:
- серия в 195 к/с,
- диапазон ISO до 102400,
- стаб на восемь ступеней,
- 6К Raw видео при 60 к/с,
- и автофокус с управлением движения глаза,
…просто не вытянет!

2) Вот с R5, получается не так однозначно!

Это тоже полноценный флагман, схожий по характеристикам с R3 (идеально заточенный и под фото (20к/с, стаб на восемь ступеней, 5940 положений автофокусировки, ISO до 51200), и под видео (особенно после того, как прошивкой убрали перегрев после 20 минут при записи в 8К), только не для таких суровых условий эксплуатации, как у R3.

Но! Разрешение матрицы в 45 Mpx, кроме создания фантастически детализированных изображений, добавляет ещё и парочку условностей. И если с повышенным объемом жестких дисков под хранение и топовой конфигурации рабочего компьютера, все уже смирились, то вот то, что под R5, чтобы выжать с неё максимум, придется в обязательном порядке обзаводиться исключительно “L-ками”, судя по вашим вопросам из шоурума, осознают далеко не все.

Да, через переходник на R5 можно накрутить хоть “народный” 50mm f/1.8 и он будет снимать, но это то же самое, как купить шестилитровый Корветт и начать “тошнить” в правом ряду на скорости 40 км/ч. Ехать-то едешь, но ровно тот же результат был бы на другом, но более доступном автомобиле. Спрашивается, зачем было тратиться, если всеми возможностями воспользоваться априори не сможешь?

Т.е. разумная логика при покупке R5 такова, что если у вас нет парка рабочих объективов, то бюджет придется расширять ещё и на стоимость новых стёкол, которые эту тушку смогут раскрыть.

Какой девиз всех профов в вопросе оборудования? “Максимальная мощность за минимальный бюджет!” А без RF-ных объективов с красным колечком вы максимальную мощность с R5 не снимите, я уже молчу про минимальный бюджет.

Поэтому, если можете себе такое позволить - то ни в чем не сомневайтесь - R5 окупит каждый рубль, и ещё сверху добавит эмоциями от съемки и осмотра готового материала. А вот если на объективы уже не хватает, то средства, отложенные на R5, лучше потратить на RF-ный (хотя бы один универсальный) рабочий объектив, а в качестве камеры присмотреться или к R6II, или даже к R8.

3) Есть ещё версия R5, заточенная под видеосъемку - R5c.

По сути, всё то же самое, за исключением того, что в R5c:
- нет ограничений на видеозапись, ибо продумано охлаждение,
- 8К пишется уже не в 30 кадров, а в 60 (правда, с внешним источником питания)
- кроме форматов HEVC 10 бит до 540 Мбит/с и H.264 8 бит до 150 Мбит/с умеет ещё и XF-AVC 10 бит до 810 Мбит/с и Cinema RAW Light 12 бит до 2,6 Гбит/с.
- плюс, есть поддержка анаморфотной оптики и временных кодов.

В остальном, +/- всё тоже самое. Поэтому, если фото вы особо не снимаете, а больше нацелены именно на съемку роликов, то советую присмотреться именно к версии “С” (Cinema, как я понимаю).

3) R6II.

Это идеальная на 2023 год по соотношению цена/качество/возможности камера независимо от того, снимаете ли вы фото или видео, и её смело можно брать из расчета на все случаи жизни. Она получилась у Canon настолько технологичной и мощной, что большинство условно “спокойных” жанров коммерческой фотографии (свадьбы, фэшн, каталоги, предметка, реклама и журналы) просто не способны раскрыть весь её потенциал.

И, в принципе, я понимаю, почему ребята из Canon после появления R6II потихоньку вывели первую R6 из актуального модельного ряда - они так ювелирно улучшили вторую версию, что читаешь спецификации по отдельности - вроде ничего особенного, а как начинаешь снимать, понимаешь, насколько сильно инженеры допилили R6 Mark II по сравнению с первой версией:

- во-первых, разрешение увеличилось с 20 до 24 Mpx, что  несколько притупило большинство страхов про “Не хватит” тех, что предпочитает кадрироваться на посте, а не во время съемки. При этом, уменьшение размера самого пикселя никак не отразилось ни на рабочем диапазоне чувствительности, ни на работе автофокуса в сложных условиях по свету, ни на количестве шума на высоких ISO.

- матрица, кстати, ни разу не многослойная и даже без технологии обратной засветки, но инженеры Canon каким-то образом умудрились выжать из неё настолько быструю скорость считывания, что максимальная скорость серии при электронном затворе по сравнению с первой R6 увеличилась вдвое с 20 fps до 40 fps, причем с автофокусом, полным разрешением и поддержкой RAW, а такое понятие, как роллинг-шаттер, когда быстро движущиеся в кадре объекты начинают в самый неподходящий момент гнуться под разными углами, практически незаметен.

- видео на R6II в отличие от просто R6 можно снимать в 4K при 60 кадрах со всей матрицы и даже без перегрева!

- за последний пункт отвечает, как раз DIGIC X, который при одной и той же маркировке, что и в R6, в R6II почему-то оказался более энергоэффективным, добавив камере автономности и соответственно, убрав скорый перегрев.

- про автофокус вообще молчу - да, и там, и там Dual Pixel CMOS AF II, только если в R6 он распознавал лица, глаза и животных (что, как по мне, более чем достаточно), то в R6II под распознавание попали ещё и транспорт с самолетами и вертолетами.

- стаб, по паспорту, остался тем же - 8 ступеней выдержки, но опять же из опыта обездвиживает картинку получше, ибо удачных кадров на длинной выдержке с рук получается чуть побольше. Для видео разницы не заметил - с внешним стабом всё равно картинка плавнее.

К улучшениям, которые я не могу систематизировать ещё относятся:
- функция Pre Shot, благодаря которой теперь невозможно упустить какой-то момент, или не поймать нужную фазу движения,
- полностью рабочий антифликер при съемке с электронным затвором, позволяющий без страданий снимать в помещениях  с этим неприятным искусственным бытовым освещением,
- вывод 6K Raw со всей ширины сенсора через, увы, Micro HDMI на Atomos Ninja V,

R6II у Canon получилась действительно очень мощной и быстрой, и вполне себе попирает на рынке тех же флагманов конкурирующих фирм, предлагая за такую скорость и возможности более приятную цену.

4) R8.

Эта камера, пусть никто официально и не заявлял, лично по моим ощущениям, пришла на смену EOS R, с той лишь разницей, что EOS R, вопреки общему мнению,  создавалась не для того, чтобы конкурировать с другими брендами (в Canon отдавали себе отчет, что они немного не успевают с инновациями), а чтобы показать фотографам преимущества оптики с новым байонетом RF. Этакий пробник-тестер на максималках.

А R8 - это уже полноценная модель под конкуренцию, в которой попытались сохранить весь нужный современный функционал, чтоб её счастливый обладатель ни в чем себе не отказывал, при этом сохранив цену на максимально доступном уровне.

Тут и:
- матрица от R6II на 24Mpx с огромным динамическим диапазоном,
-  и диапазон ISO шире вдвое, на случай, если окажетесь в не самых тепличных условиях по свету,
- и два слота под SD UHS-II, чтоб отснятый материал сразу забэкапить,
- и Dual Pixel AF второго поколения с отслеживанием всего и вся с алгоритмом от R3,
- и серийная съемка в RAW до 30к/с благодаря функции предварительной съемки,
- и запись 4К 60p/10бит/Canon log.

Единственное, что может отпугнуть, это менее емкий аккумулятор (но этот вопрос во все времена легко решается покупкой дополнительных батарей и четким отслеживанием заряда аккумулятора на протяжении съемки), и отсутствие полностью механического затвора - есть только электронный по второй шторке или полность электронный. Но!
Роллинг-шаттера нет, работа со вспышкой сохраняется, поэтому не вижу никаких жестких причин, почему бы R8 не подошла бы даже для съемки репортажа.

Короче говоря, R8 сейчас - это, наверное, лучшая полнокадровая камера в бюджете до 200 тыр. Всё остальное, либо дороже, либо хуже.

5) Ну, а Rp остался в актуальной беззеркальной линейке 2023 года исключительно потому, что никто кроме Canon при  схожих характеристиках не сделал полнокадровую беззеркалку дешевле.

EOS RP - это, по сути, просто беззеркальная версия Canon 6D Mark II, за которую Canon сейчас вместе с переходником, увы, просит в районе 119000 (хотя я ещё помню другие времена, когда мы укладывались до сотки). А всё потому, что после внедрения новых датчиков в камеры пожирнее, стоимость производства старых существенно снизилась.

И вместо того, чтобы навариться на беззеркальной революции, Canon честно предложили эту экономию фотографам, выпустив камеру с новыми беззеркальными фишками, но на условно старом железе, которое и так было вполне достаточным для большинства задач даже в условиях 2023-го века.

Только это было сделано не из чувства нездорового альтруизма, а из стремления занять бюджетный сегмент рынка, параллельно сделав покупку полнокадровой беззеркальной камеры для каждого фотографа максимально доступной.

Потому, как только фотограф становится частью какой-то определённой системы, параллельно обрастая стёклами и доп оборудованием, он очень редко переключается на какую-то другую.

А из-за EOS Rp запрыгнуть в поезд Canon куда удобнее, чем в те же Sony или Nikon, потому, как Rp-шка до сих пор является самой доступной полнокадровой беззеркальной камерой на рынке.

Несомненно, те же Sony A7IV, Nikon Z6II или, прости господи, EOS R6II  будут лучше во многих отношениях, но на разницу в стоимости вместе с RP легко можно приобрести неплохой такой объектив (а то и не один) и уже начать снимать, вместо того, чтобы продолжать копить на тушку подороже.

Вот и получается, что в сухом остатке у Rp для фотографа всего два существенных недостатка - не самый ёмкий аккумулятор, да один слот под карты памяти, а в остальном - это отличная камера с:
-  проверенной полнокадровой матрицей,
-  фирменными цветами Canon,
- автофокусом Dual Pixel по глазам и лицу,
-  всеми любимой имитацией экспозиции,
- достойными характеристиками и
… возможностью пользоваться огромным парком оптики Canon по довольно привлекательной цене, которую тоже нельзя списывать со счетов, когда ценники на фототехнику постепенно начинают напоминать номера телефонов.