Ремонт в квартире рано или поздно переживает каждая семья. Кто делает ремонт летом? Практически никто. Зима - вот лучший сезон для таких манипуляций. Когда за окном метут метели, мороз гонит с улицы домой, самое время доставать из кладовки обои, краски, кисти и валики. Мебель и вещи начинают путешествовать по квартире, сбиваться в тесные компании, освобождая место для штукатурно-малярных работ. Сейчас ремонт делается проще: вокруг достаточно модных специалистов по дизайну, фен-шую, помогающие создать идеальную модель, воплощающие все ваши смелые фантазии, а небольшая бригада из двух-трёх человек орудуют в квартире, разрушая старое и сотворяя новое в соответствии с дизайн-проектами и размерами кошельков хозяев жилья. Современные материалы и инструменты творят чудеса, преображая бетонные и кирпичные коробки квартир. Так было не всегда. Речь пойдет о тех временах, когда ремонт делался своими силами и заключался в побелке потолков, покраска стен или оклеивание их обоями и, в завершении всего, покраска полов. Немногие квартиры могли похвастаться наличием паркета. Ровные струганные доски полов красились масляной краской преимущественно в коричневые тона.
Родители Леночки были людьми творческими, рукастыми. Ремонт они не очень любили, но когда возникала необходимость в нём, поступали обстоятельно, со всеми традиционными ритуалами: спорами, размахиваниями руками, отстаиваниями своего мнения. В конце концов роли неизменно распределялись следующим образом: мама фантазировала, как должно стать в квартире после ремонта, папа придумывал, как эти фантазии реализовать. Потом они вместе брались за дело. Леночка в этом процессе практически не участвовала.Она училась во втором классе, когда очередной ремонт постучался в их квартиру. Приходя из школы девочка обнаруживала новые изменения в пространстве жилища. Мебель из спальни переместилась в зал, сгрудилась в центре комнаты и обложилась вещами из шкафа. Леночка была в восторге. “Да здравствует хаос!” - крикнула она, закидывая портфель на стопку полотенец, лежащую на диване. Теперь не нужно раскладывать вещи по своим местам. Можно придумывать и воплощать разнообразные игры среди нагромождения мебели и домашнего скарба. Вот только один момент беспокоил девочку: в спальне остался большой аквариум с рыбками. Он стоял на большом металлическом каркасе и занимал целый угол комнаты. Гуппи с разноцветными хвостами, смешные гурами с длинными усами, важные скалярии и бойкие полосатые суматранские барбусы - вся эта пестрая компания жила своей жизнью, поглядывая на людей, суетившихся за стеклом. Леночка любила сидеть возле аквариума. Она наблюдала за рыбками, снующими между подводными растениями, за улитками, ползающими по стеклянным стенкам, за пузырьками воздуха, поднимающимися к поверхности воды из распылителя компрессора. Папа девочки следил за чистотой и микроклиматом в аквариуме, а кормил его обитателей он вместе с Леночкой. Теперь Леночка в спальню не заходила. Ремонт там шёл своим чередом. Потолок, стены и пол уже были побелены и покрашены. Они сияли чистотой и обновлённостью. Полы было решено покрасить яркой желтой краской, чтобы в спальне было светло и красиво. Родители предупредили Леночку, что краска на полу должна хорошо высохнуть, поэтому в комнату нельзя входить еще несколько дней. Девочка ничуть не огорчилась. У неё было много других интересных игр и занятий после школы.
В один из таких дней к Леночке в гости заглянула подружка Ларочка. Девочки вдоволь наигрались в жителей крайнего Севера. Они соорудили среди стоявшей в зале мебели вигвам из подушек и одеял, оделись в шапки и пальто, обули валенки и изображали езду в санях с оленьей упряжкой. Очень скоро в теплой одежде им стало жарко, и девочки решили продолжить игру на улице среди сугробов. Тем более, что они уже были одеты.
- А где ваш аквариум с рыбкам? - вдруг спросила Ларочка, оглядываясь по сторонам.
- - Он остался в спальне - ответила Леночка, беззаботно махнув рукой в сторону двери в комнату, - Туда пока нельзя, там полы покрашены.
- - А как же они там живут одни без еды? И краской наверное сильно пахнет - ахнула подружка.
- “Действительно, как же они там?” - подумала Леночка и ей представилось, как в большом красивом аквариуме на дне лежат погибшие рыбки и улитки. Она распахнула дверь в спальню. Пол блестел ярко-желтой краской, словно предупреждающий сигнал светофора. Из угла доносился тихий рокот исправно работающего компрессора. С порога аквариум было плохо видно, потому что открытая дверь закрывала весь обзор. Держась за дверной косяк Леночка попыталась заглянуть вглубь комнаты.Аквариум стоял на своём месте, а вот как там жилось рыбкам, разглядеть не удавалось. Для этого необходимо было сделать хотя бы один шаг внутрь комнаты. Лена наклонилась и потрогала пол рукой. Краска не пачкалась и не липла к рукам. “Как хорошо, что краска высохла” - обрадовалась девочка и шагнула в комнату левой ногой в валенке. Заглянув за дверь, она убедилась, что с рыбками всё в порядке и они по-прежнему активно плавают в аквариуме.
- Живые и вполне себе весёлые - радостно сказала Леночка поворачиваясь к подружке. Она собралась уже закрывать дверь в спальню и шагнула обратно в зал. Её нога выскользнула из валенка, а сам валенок остался стоять на месте. Сердце девочки замерло. “Неужели прилип к краске? “ - встревожилась она. Черный валенок красовался на желтом полу словно дозорный в поле и подтверждал самые страшные догадки девочки. Прилип. Лена осторожно потянула валенок на себя. Он легко отделился от пола, оставив на нем след из черных ворсинок. Леночка с Ларочкой озадаченно смотрели на темное пятно на желтом полу. Оно было слишком ярким, чтобы оставаться незамеченным. Попытка убрать ворсинки с краски не дала результатов. Они крепко приклеились к поверхности пола.
- Ой, что теперь делать? - Ларочка испуганно смотрела на подругу.
- Пока не знаю - грустно вздохнула Леночка,. - Похоже гулять я сегодня уже не пойду. Иди, покатайся там в сугробах без меня.
Закрыв за Ларочкой дверь, Лена стала оглядывать квартиру в поисках подходящего инструмента для удаления валенкового пятна. Её взгляд остановился на банке с желтой половой краской, стоящей в коридоре. Тут же рядом были кисти. “Если след от валенка не получается оттереть, то его можно закрасить” - решила Лена. Девочка видела, как мама красила пол, поэтому уверенно взялась за кисть. Два-три мазка - и готово. Валенковый след скрылся под слоем свежей краски. Леночка облегчённо вздохнула. Настроение улучшилось и девочка закружилась радостно по комнате, напевая песенку. Веселье закончилось, когда мама пришла с работы. Она сразу увидела, что на ровно выкрашенном полу выделяется безобразное бугристое пятно. Мама очень огорчилась и позвала дочь. Состоялся неприятный разговор. Мама ругала Леночку даже не за то, что она наступила на пол валенком (хотя за это влетело тоже), а за проявленную инициативу по закрашиванию пола.
- Ты пойми, - говорила мама, - если набезобразничала, то изволь признаться в этом, а не скрывать и пытаться самостоятельно исправить последствия. Взрослые знают и умеют гораздо больше, чем дети. Не надо было закрашивать след от валенка. Оставила бы как есть, мне было бы проще исправить твою мазню. Я так старалась, чтобы полы были ровными и красивыми. А теперь там безобразные волосатые пупыри.
Леночка шмыгала носом и огорченно вздыхала. Она ведь тоже очень старалась и ей казалось, что у неё всё получилось хорошо. Всё плохое рано или поздно заканчивается. Ремонт в спальне тоже завершился. Мебель переехала на свои места. Жизнь вошла в привычное русло. Но ненадолго. Ремонта требовало помещение кухни.
- Ого, - озадачилась Леночка, - где же мы теперь будем кушать? Как мама будет готовить еду?
Ей самой кухня была не нужна. Не смотря на мамины рекомендации пить кипячёную воду из кувшина, девочка пила холодную воду из-под крана. И даже не всегда пользовалась стаканом. Лена утверждала, что вода из-под крана вкуснее. Для утоления жажды она вполне могла воспользоваться краном в ванной.
Начался ремонт на кухне. Приготовленную еду мама стала оставлять в комнате, чтобы Леночка могла пообедать после школы. А когда папа приходил с работы рано, они вдвоём шли обедать в столовую на соседней улице. Так что ничего не предвещало новых приключений.
Воспоминания о валенковом следе были еще столь свежи, что Леночка обходила кухню стороной. Но ей было очень интересно, как же родители заходят на кухню, ведь запахи готовящейся еды и звуки открываемой дверцы холодильника подтверждали, что они там бывают, несмотря на окрашенный пол и строжайший запрет на посещение кухни.. Любопытство подстегнуло девочку отложить все свои дела и понаблюдать за родителями. Всё оказалось очень просто. Мама стелила на пол влажную половую тряпку и проходила по ней в кухню к холодильнику или к плите. Потом, уходя с кухни, она убирала тряпку с пола. Увидев всё это, Леночка почувствовала себя всемогущей обладательницей секрета хождения по окрашенному полу, который вроде бы и высох, но таил в себе опасности. Она твердо решила повторить мамины манипуляции при удобном случае.
На следующий день, придя со школы, Лена захотела пройтись по кухне. Необходимости особой не было, и недоверие к методу с тряпкой сдерживали это желание. Несколько раз девочка прошлась мимо открытой кухни, заглядывала в неё и нерешительно отступала. Вдруг её взгляд привлёк стоявший на столе кувшин с кипяченой водой. Рядом с кувшином стоял пустой стакан. Леночке нестерпимо захотелось попить воды именно из этого кувшина, из этого стакана. Вот он - повод зайти на кухню, воспользовавшись маминым методом. Возле порога кухни на полу лежали тряпки. Лена взяла одну из них.в руки и приготовилась положить её на кухонный пол. Но задумалась. Тряпка была совсем новая, красивая, и девочке жаль было её использовать. Другая тряпка была похуже: старая, лохматая, местами с дырками. “Вот эта мне подойдет” - обрадовалась девочка. Она расстелила тряпку на полу, проложив себе путь через всю кухню по диагонали.. Гордо прошагав по тряпочной дорожке до стола Лена налила полный стакан воды из кувшина и с удовольствием выпила её. Дело сделано, пора возвращаться назад. Девочка пошла на выход из кухни, наклонилась по пути, чтобы поднять тряпку…
Беда пришла откуда не ждали. Тряпка была настолько старой, что при малейшем натяжении расползалась под руками. Часть тряпки, на которую не ступала нога Лены, легко отделялись от пола, но некоторые куски остались прилипнувшие к полу.. И только тут Леночка вспомнила, что мама мочила тряпку перед тем, как разложить её на полу. Поэтому та, другая красивая новая тряпка была влажной. Именно её мама использовала для работы на кухне. Паника охватила девочку. Выпитая вода уже не радовала.
Лена посмотрела на часы. До прихода родителей оставалось около трех часов. Нужно было что-то делать. Лена помнила мамины слова: “набезобразничала - имей смелость признаться в этом”. Вздохнув, девочка пошла к телефону, чтобы позвонить маме на работу.
- Понимаешь, мамочка, - взволнованным голосом говорила Леночка в трубку,- мне очень хотелось попить воды. А ты сердишься, когда я пью воду из-под крана. Поэтому я пошла пить воду из кувшина. А в кухне пол покрашен. Я видела, как ты клала тряпку на пол, чтобы пройти на кухню. Я тоже так сделала. Положила тряпку на пол и пошла пить воду. А когда вернулась и стала убирать тряпку, то она не убирается. Ну убирается, только не вся. Кусочками.
Леночка расплакалась. От обиды на дурацкую тряпку, на кипяченую воду, которую зачем-то захотелось пить, на невезучую жизнь полную неприятностей.
- Ничего не трогай, скоро папа придёт с работы, разберется, что там у тебя с полом и с тряпками случилось - сердитым голосом ответила мама и положила трубку.
На некоторое время Леночке полегчало. Папа её очень любил и редко ругался. А еще Леночке казалось, что для папы нет ничего невозможного, он может исправить любую неприятность. Вот только что же он будет делать с комьями старой рваной тряпки на красивом блестящем полу? Лене стало очень стыдно за свои проказы. Папа конечно же очень расстроится. И мама тоже.
Пока девочка разбиралась со своими переживаниями, из коридора послышался звук открываемой двери и громкий папин голос: ” А вот и я пришел с работы. Встречайте!” Лена не решилась выбежать папе навстречу. Она из глубины комнаты пробубнила что-то невразумительное про проблемы на кухне, и стала ждать папиной реакции. Она была очень громкой - эта реакция. И значение многих слов, которые были эмоционально произнесены папой, Лена не знала, потому что не слышала их раньше. Она сидела между диваном и стенкой втянув голову в плечи, когда папа подошёл к ней, и боялась поднять на него глаза. Было стыдно и страшно.
Папа слишком любил маленькую шалунью, чтобы отшлёпать её по попе. Он просто поставил её в угол.
- Будешь стоять в углу до тех пор, пока я не исправлю всё то, что ты натворила в кухне - сердито сказал отец и ушел отскабливать с пола остатки рваной тряпки.
Лена сначала обрадовалась такой лёгкости наказания. Она стояла в углу и мысленно представляла, что папа сейчас всё быстро исправит и позовет её пить чай и пол снова будет блестеть как новенький, словно не было никакой рваной тряпки. Прошел час, а папа всё трудился на кухне, ворча себе под нос. Чуда не случалось и Леночка уже устала стоять. Тогда она поняла, что даже просто стоять так долго - уже трудно. А очищать пол - еще труднее. К маминому приходу с работы от тряпки на полу уже не осталось и следа, но покрасить заново пол папа не успел.
Семья поужинала в полном молчании. Лена устала и проголодалась, поэтому съела всё быстро и без капризов. После ужина папа с мамой о чем-то разговаривали за закрытой дверью кухни. Девочка удрученно прикидывала каким же будет наказание за шалости. Дверь открылась и родители позвали Лену на кухню. Каково же было её удивление, когда вместо воспитательной беседы мама вручила Леночке в руки кисть и сказала: “Мечтала заниматься малярными работами - вот давай, крась. Будем вместе исправлять твои художества”.
Оставшийся вечер Леночка с мамой красили пол на кухне. На душе у девочки было легко и радостно. Гроза миновала, да и покраска пола под руководством мамы была интересной и поучительной. Леночка тихонько, чтобы мама не увидела, мазнула по своей руке кистью, оставив на ней след от краски. На следующий день в школьной раздевалке она важно демонстрировала одноклассникам испачканную краской руку и говорила ”Ремонт у нас дома, между прочим, вот полы крашу, родителям помогаю, пока они на работе”. Ребятня трогала пальцами след от краски, цокали языками и кивали головами. А Ларочка хитро посматривала на Леночку и напевала: “Валенки да валенки, ой да не подшиты стареньки”. Лена поднимала ногу в валенке и демонстрировала всем подошву, на которой местами так и остались следы желтой краски.