Найти в Дзене
Русичи

Крещение костей. Зачем Ярослав Мудрый провел запрещенный обряд?

События 1044 года всеми историками обозначаются как экстраординарные. Действительно, тут есть чему удивиться и поразиться. Уже больше шестидесяти лет покоятся в земле останки Олега и Ярополка - двух погибших братьев князя Владимира Святого. И вдруг их племянник приказывает разрыть могилы и извлечь останки. Довольно кощунственно, не правда ли?

Но дальше происходит еще более странная вещь. Эти останки (а там к этому времени уже ничего кроме костей нет, все ткани уже разложились) берут и крестят. Дескать, были покойники некрещенными язычниками, а теперь станут примерными христианинами.

Косточки привозят в Киев, совершают над ними таинство крещения, а потом торжественно захоранивают в Десятинной церкви - первом каменном христианском храме на Руси, воздвигнутом еще при князе Владимире.

А что так можно было? Чего же Ярослав только своими дядьями ограничился? Ах да, останков князя Святослава не сыщешь на дне Днепра. Ну можно было отыскать могилу князя Игоря близ сгоревшего Искоростеня? Или в середине XI века уже никто не помнил, где точно это место находилось?

Впрочем, неважно. В любом случае христианские законы такое запрещают. Обряд крещения костей, который повелел провести киевский князь, противоречит 26-й статье Карфагенского собора, где четко сказано:

"Угодно было, чтобы телам умерших Евхаристию не преподавали. Ибо написано: Приимите, ядите (Мф.26:26), а тела мертвых не могут ни принять, ни съесть. Угодно было и то, чтобы невежество пресвитеров не совершало крещения уже умерших".

То есть покойников крестить строго запрещается. Что, в общем-то, логично. Откуда мы знаем, стал бы христианином этот человек, если бы не умер, или нет. Решение о крещении должен принять он сам в здравом уме и твердой памяти. Иначе можно зайти очень далеко, крестив задним числом даже египетских фараонов.

Почему же Ярослав Мудрый совершил этот запретный обряд?

-2

Пытаясь уйти от парадокса, некоторые исследователи в наше время продвигают версию о том, что князья Олег и Ярополк уже были крещены, а их останки всего лишь подверглись ритуальному омовению перед вполне легальной процедурой перенесения в церковь. В частности, об этом пишет петербургский историк и археолог, заштатный диакон Русской православной церкви Александр Мусин в работе "Древняя Русь и античный мир: становление Церкви".

Однако тут есть нюанс. Да, про погребение Ярополка нам ничего неизвестно, поэтому теоретически он мог принять христианство незадолго до смерти. Тем более, что и жена у него была гречанкой из Византии. То есть к христианству он явно относился вполне лояльно.

Но вот Олег Святославич был язычником и похоронен был в кургане по языческому обряду. Тут никаких двусмысленностей быть не может. Так что все-таки запретное крещение костей имело место.

Историки полагают, что процедура эта понадобилась киевскому князю Ярославу Мудрому отнюдь не ради заботы о спасении душ его дядюшек. Все куда прагматичнее. Князь строил единую державу на том фундаменте, который заложил его отец. И потому останки всех трех князей предыдущего поколения должны были покоиться вместе - в Десятинной церкви. Там же, где похоронена княгиня Ольга, где погребен сам князь Владимир.

"Идейной основой процедуры перезахоронения Ярополка и Олега в построенном Владимиром первом христианском храме Киева является представление о единстве и сакральности княжеского рода", - пишет белорусский историк Юрий Кежа.

-3

Но перенести туда кости язычников было невозможно, так что пришлось прибегнуть к хитрости - крестить их. Да, это отступление от канонов. Но, видимо, оно было сочтено менее существенным, чем погребение в церкви останков некрещеных князей. Стоя перед такой альтернативой, православные иерархи закрыли на это глаза.

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)