Найти тему
Minsknews.by

«Чудо в Андах» и дельфины на военной службе. Этот день в истории: 13 октября

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1866 год. Церемония обручения Александра III и датской принцессы Дагмары, в православии — великой княгини Марии Федоровны

-2

Молодые люди познакомились, когда Минни (так звали Дагмару в семье Романовых) была невестой старшего брата Александра — Николая. Но тот неожиданно заболел и умер. Через два года Александр вновь встретился с Дагмарой в Европе и — влюбился! Это был на редкость удачный союз. Прожив вместе почти 30 лет, супруги сумели сохранить искреннюю привязанность друг к другу. Николай II, последний русский император, был одним из шестерых рожденных в этом браке детей.

Во время октябрьских событий 1917 г. Мария Федоровна находилась в Крыму на отдыхе, что, возможно, и спасло ей жизнь. Здесь после отречения Николая II вместе со своими дочерьми Ксенией и Ольгой и их мужьями великим князем Александром Михайловичем и полковником Куликовским она фактически пребывала под домашним арестом. Тяжело встретив весть о кровавом расстреле в Ипатьевском доме, Мария Федоровна долгое время продолжала верить, что ее сын Николай II и его семья чудом спаслись, и запретила близким служить по ним панихиды.

В апреле 1919 г. английский король Георг V, племянник императрицы, прислал за ней в Крым военный корабль «Мальборо». Марии Федоровне было тогда 72 года, она прожила в России около 52 лет, и родственникам стоило немалого труда убедить ее в необходимости отъезда. Через Константинополь, Мальту и Англию она возвратилась в родную Данию.

Дагмара умерла в Копенгагене в возрасте 80 лет в очередную годовщину своего обручения с Александром III, 13 октября 1928 г., и была похоронена в усыпальнице датских королей. И только 28 сентября 2006 г. прах Марии Федоровны, согласно ее завещанию, был перезахоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга рядом с могилой ее мужа.

1929 год. В Минске открыто трамвайное движение

-3

Первая очередь трамвайной сети соединила Комаровку с Товарной станцией. Утром на привокзальной площади состоялся традиционный для того времени митинг. Пять вагонов городского трамвая, украшенных красными и зелеными флажками, выстроились на ныне Бобруйской улице от Западного моста до вокзала. Объехав по кольцу у вокзала большую клумбу цветов, трамваи двинулись по ул. Советской (ныне пр. Независимости). В тот день катали всех желающих до позднего вечера, причем совершенно бесплатно.

С первых же дней трамваи перевозили ежедневно по 18–19 тыс. пассажиров.

Но не прошло и месяца с момента торжественного пуска, как случилась первая в истории столицы авария с участием трамваев. Газета «Рабочий» так описывала происшествие:

«Вагон № 2 под управлением вагоновожатого Колесникова, прибывший в тупик первой линии около товарного вокзала МББ, возвращался обратно через стрелку в нормальный рейс. На самой крестовине он столкнулся с вагоном № 8, шедшим под управлением вагоновожатого Витковского. Витковский не остановил свой вагон, из-за чего и произошло столкновение. Комиссия установила, что все тормоза вагонов в исправности. Вагоновожатый вагона № 2 Колесников, видя надвигающийся на него вагон № 8, не принял своевременных мер к остановке своего вагона. В вагоне № 8 разбито лобовое стекло, сильно вогнута верхняя обшивка. Вагоновожатый Витковский снят с работы и привлекается к ответственности. Дело передается в прокуратуру».

Трамвайные линии проектировались по диаметральным и полудиаметральным маршрутам. Так, маршрут «Площадь Свободы — Сторожовка» по кратчайшим путям связывал центр с окраинами, «Вокзал — Сторожовка» пересекал центр, разгружал наиболее многолюдные улицы города и проезжал такие крупные объекты, как пассажирский вокзал и жилой район Сторожовки. Через пять лет после открытия трамвайного движения в городе было уже семь маршрутов, а общая протяженность путей достигла 33 км.

1959 год. В «Литературной газете» опубликовано стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики»

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне…
…Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.

Как только номера «Литературки» со стихотворением Слуцкого были раскуплены, в советском обществе развернулась целая дискуссия на тему, которую можно обозначить словами Маяковского: «кто более матери-истории ценен». Что первостепенно для общества : наука или искусство? Именно с той поры людей науки и людей искусства принято обозначать как «физики» и «лирики».

1972 год. Катастрофа FH-227, известная как «Чудо в Андах» (El Milagro de los Andes)

-4

Чудом стало то, что 16 студентов, которых считали погибшими после авиакатастрофы, смогли выжить после двух месяцев в заснеженных горах (по ночам температура опускалась до –40 ℃) без еды, воды, медикаментов и теплой одежды.

Все случилось в роковой октябрьский день 1972 г. — в пятницу, 13 октября: пролетая над Андами, потерпел аварию авиалайнер FH-227 уругвайских ВВС. На борту находилась уругвайская команда по регби «Олд Христианс», в которую входили 23 студента престижного колледжа Стелла Марис, а также спонсоры команды и родственники ребят — всего 40 человек, чей полет обеспечивали пять членов экипажа. Спортсмены направлялись в Сантьяго, где в этот день должна была состояться их игра с местной командой «Олд Бойс».

Причиной катастрофы стала ошибка пилотов, которые в условиях непогоды потеряли ориентиры и начали снижение раньше времени. Самолет врезался в гору, сразу лишившись обоих крыльев и хвостовой части. А затем рухнул на высокогорное плато, полностью отрезанное от внешнего мира. Здесь, среди дикой стужи, среди обломков самолета и трупов, двадцати девяти пассажирам предстоял жестокий тест на выживание. Семьдесят два бесконечных мучительных дня молодые люди боролись за свою жизнь, теряя товарищей.

Уже на второй день скончались пять человек. За этими смертями последовали другие… На десятый день студент-медик Роберто Канесса заявил: единственный способ противостоять смерти — питаться замороженным на холоде сырым мясом погибших. Это вызвало шок. Почти все, кто летел в самолете, были верующими католиками и находили эту идею отвратительной. Но иначе пережить голод было невозможно.

«Мы раздвигали границы нашего страха. Я знал, что белок поможет нам выжить. И я также знал, что если мы еще немного отложим наше решение, то слишком ослабеем и не сможем оправиться от голода. Мы не могли ждать вечно, иначе изменения в организме станут необратимыми», — напишет Канесса в книге «Я должен был выжить».

Оставшиеся в живых дали клятву: в случае их смерти товарищи могут и должны воспользоваться ими, чтобы попытаться спастись от смерти. Нума Туркати, единственная, которая так и не смогла преодолеть естественного человеческого рефлекса, скончалась от голодного истощения на 59-й день.

На 60-й день по радио (его удалось снять с хвоста самолета) выжившие услышали, что спасательные работы прекращены и их считают погибшими. Никто в мире не мог представить, что можно так долго продержаться в покрытом вечными льдами высокогорье. Тогда Роберто Канесса и Нандо Паррадо, мать и младшая сестра которого погибли несколькими днями ранее, решили отправиться на поиски людей. Эти двое ослабевших парней с могучей силой воли без снаряжения и карты совершили 60-километровый переход через заснеженные и морозные Анды! На девятый день, перевалив хребет, они встретили местного жителя, который и рассказал о них властям. Оставшихся в живых 16 человек спасли из «ледового плена» вертолеты чилийских ВВС 22–23 декабря. Их пришлось лечить от высотной болезни, обезвоживания, обморожений, цинги, переломов костей и недоедания.

Эта душераздирающая история облетела весь мир, ее много обсуждали, о ней писали, а в 1993 г. она легла в основу художественного фильма Фрэнка Маршалла «Живые». К слову, родственники тех, чьи тела были съедены, так и не простили этого выжившим.

1987 год. Первое военное использование подготовленных дельфинов

-5

Военно-морской флот США привлек морских млекопитающих на службу в Персидском заливе. Дельфины помогали очищать акваторию порта от мин.

Кстати, по результатам теста на исследование умственных способностей животных дельфин вышел на второе после человека место (у человека — 215 баллов, у дельфина — 190). Третий призер — слон. А вот обезьяна, прочимая нам в прародители, оказалась лишь на четвертой позиции.

Ученые утверждают, что сейчас дельфины переживают расцвет своей эволюции. Так что неизвестно, кем они в итоге станут, если уже сейчас могут усвоить объем знаний в полтора раза больший, чем люди.

В Советском Союзе военные начали работать с дельфинами в 60-е годы ХХ века, после того как разведка донесла, что аналогичные опыты проводят американцы. В Севастополе подготовленные группы специалистов тренировали дельфинов, моржей, морских львов, тюленей и косатку. Морских животных призывали на военную службу из-за их природной сообразительности и уникальных сенсорных возможностей, позволявших обнаруживать противника на расстояниях и глубинах, недосягаемых для современной техники. Дельфины, например, были обучены брать в плен вражеских водолазов, различать типы подводных лодок по работе винтов, а также взрывать корабли.

Сейчас подготовка дельфинов к участию в боевых действиях вызывает бурю возмущений у общественных организаций. По официальным сведениям, Россия и США в большей или меньшей степени отказались от их использования в качестве подводных диверсантов, но не из-за защитников животных, а прежде всего из-за того, что за рамками поставленной им задачи дельфины не в состоянии различать своих и чужих.