От настроения, то есть настроя на результат работы, зависит так много, что я имею привычку прислушиваться к тому ощущению, которое возникает при встрече с неговорящим ребенком.
Отсутствие речи - это беда, горе для родителей. Они подавлены, они не знают, что будет с их кровиночкой дальше. Что делать и куда бежать, где искать людей, которые помогут? Вот уже пройден первый "круг", так я называю пробный забег по специалистам. Чаще всего после этого обхода родителям не становится спокойнее. Они получили информацию, что с ребенком далеко не все благополучно. Но вот о том, что конкретно предпринять для эффективной помощи, по-прежнему никто не говорит. Там посоветовали "нырнуть" в сенсорику, доктор прописал медикаментозный курс, тут специалист буквально засыпал ребенка игрушками, пытаясь спровоцировать его на "мяу, гав, му".
Весь спектр предложений и не перечислить. Чем больше город, тем шире возможности. И это прекрасно. Можно выбирать. И что-то из предложенного непременно сработает, если проблема ребенка НЕ перешла в плоскость алалии, НЕ "перешагнул" он ту невидимую грань, за которой методики эмоционального воздействия на ребенка не работают.
Ребенок, у которого в силу несформированности речевых зон коры головного мозга не возникли нужные нейронные связи, не сможет сказать "мяу". Он по определению оральной апраксии не способен САМ сложить свои губы в уклад звука [М].
При оральной апраксии не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. К тому же, речевая система нарушена системно, на уровне базового языкового кодирования.
Но вот тут родители (конечно же случайно, это всегда так!) находят информацию о методике механического вызывания звуков и формированию речи с помощью чтения. Такие специалисты есть, их не слишком легко найти, но люди, которые умеют поднимать речь с "минусового" уровня не столь уж редки. Методики эти разработаны уже несколько десятилетий, поэтому шанс попасть на "своего" логопеда совсем не плохой. Важно, чтобы мамы и папы имели критерии для оценки, рабочая для их случая методика или нет. А критерий простейший.
Родители уже сами неоднократно пытались воздействовать на речь ребенка своими эмоциями. Сработало? Видимо нет, раз проблема не решена. Значит ищите специалиста, который реально будет вызывать звуки своими руками.
Логопед - это как раз тот специалист, задача которого уметь работать с помощью своих пальцев, шпателей, зондов. Логопедов этому учат. Мы же не ожидаем от стоматолога, что он будет "заговаривать" нам зубную боль. У него инструменты есть для решения вашей проблемы и руки! Придя к нему в кабинет, вы наверняка удивитесь отсутствию стоматологического кресла и бормашины. Это все должно быть в кабинете зубного врача! Вот есть такой же четкий критерий и для работы логопеда. Не бормашина, конечно, это перебор. Но если ребенок уже месяц-два занимается (даём время на адаптацию), а логопед к нему ни разу не прикоснулся и не попытался воздействовать на артикуляцию, то большая вероятность, что он не работает с алалиями. Ведь тот специалист, который знаком с этими речевыми нарушениями не только по теоретическому курсу, уже многократно предпринял бы попытки поработать с артикуляцией. Как говорится, руки сами тянутся. Даже диагностически логопед будет "нажимать" на известные ему логопедические кнопочки. Ему нужно понять, как на эти воздействия откликнется ребенок.
Есть известный временной максимум, который даст логопед ребенку на привыкание и свободное "фланирование" по кабинету. Это 2-4 занятия. Дальше с ребенком уже начнут работать по определенной методике.
Вот он, момент истины для родителей. Они к этому времени точно смогут сориентироваться, будет логопед работать только через эмоции или начнет вызывать звуки, как и положено при артикуляционной апраксии, которая является одним из основных диагностических критериев при постановке диагноза "Алалия".
А теперь вернёмся к тому настрою, который продуктивен при работе с ребенком.
Он важен не менее технических умений логопеда. Когда я беру ребенка в работу, то сразу общаюсь с его личностным ядром, на все поведенческие проблемы (порой ого-го какие!) реагирую только внешне. Моё душевное спокойствие неколебимо, не нарушить его беготней или плачем.
Мелиса, которой так не повезло упасть в грязную лужу, не только хорошо говорит, но и чудесно поёт. И у всех моих заговоривших учеников обнаруживаются свои таланты. Их можно заметить уже при овладении развернутой фразой. А "просыпаться" маленький мой ученик начинает на этапе появления первых произвольных слогов и слов. Уже становятся видны его эмоции и жизненные предпочтения. Нужно уметь смотреть!
Всегда знаю, что там, за молчанием, есть замечательный человек, который хочет высказать свои мысли, но не может пока. Вы не думайте, не преувеличиваю сейчас, тысячи раз я видела, как заговоривший ребенок наконец-то открывал свой внутренний мир, сообщал нам о его богатстве с помощью речи. Вот с таким настроением я и работаю. Откуда тут взяться унынию или неуважению к ученику. Мне видна его речевая "проекция" сквозь молчание. Это опыт, а не беспочвенный оптимизм. Вот и весь секрет наших весёлых занятий. Мы правда много смеемся на уроках, потому что я быстро учу маму, на что смотреть и какие сигналы ловить от ребенка, показывающие, что процесс пошел.
Всем успехов в развитии речи!