Степану Аркадьевичу было 69 лет. Несколько лет назад он заметил, что мочеиспускание стало каким-то затрудненным - как будто что-то мешало, что-то сдавливало мочеиспускательный канал. А по окончании мочеиспускания оставалось чувство не полностью опорожнённого мочевого пузыря. Сначала он не придавал этому значения. "Простудился, наверное, или устал, - думал он. - Пройдёт!"
Но симптомы не проходили, а напротив - с каждым походом в туалет, он отмечал, что моча идет всё труднее и труднее, а вскоре появились и боли.
Повинуясь всё той же поговорке, что "мужик не перекрестится, пока гром не грянет", с такой деликатной проблемой обращаться к врачу он стеснялся, боялся. Жена, замечая, что муж стал чаще ходить в туалет и дольше в нем находиться, спросила однажды:
- Что-то ты, отец, в туалет зачастил. Подолгу сидишь там. Что с тобой?
- Ай..., - отмахнулся Степан. - Нормально всё!
Возможно, что ещё тогда, когда уже даже супруга заметила, что с мужем творится что-то неладное, и было ещё "нормально всё", но с того момента прошло несколько лет. Моча шла всё хуже и хуже, а ещё Степан Аркадьевич стал ощущать какую-то постоянную усталость, слабость. Кости его ломило, при ходьбе появлялась одышка, и даже после небольшой физической нагрузки он падал в кресло без сил и засыпал.
В тот день Степан Аркадьевич впервые не смог самостоятельно опорожнить мочевой пузырь. Весь день он то и дело ходил в туалет, но с каждым походом ему удавалось выдавить лишь пару капель.
Наступила ночь. Степан Аркадьевич тихо застонал, не в силах больше терпеть боли в переполненнос мочевом пузыре.
- Что с тобой, Степан? - спросила жена, услышав стон мужа. - Болит что-то?
- Моча не идёт..., - сквозь зубы процедил Степан. - За весь день сегодня три капли выдавил...
Жена заохала, разволновалась.
- Что же ты в больницу-то не сходил? Говорила же я! - запричитала она. - Давай хоть скорую вызовем?
- Знаю я этих врачей! - отмахнулся Степан. - Сейчас приедут, в больницу повезут! Позор какой!
Но жена все же вызвала скорую.
...
В салоне Соболя гудит печка. Едем с очередного вызова. Усталость берет своё. Сквозь прикрытые веки смотрю через ветровое стекло на ночной зимний город. Одинокие машины, редкие прохожие, темные силуэты домов, голые ветки деревьев, мигающие светофоры.
- Пять-семнадцать, пять-семнадцать! - резко проговорила рация.
- На приеме, пять-семнадцать.
- Для вас вызов. Улица Просторная, дом 16. Задержка мочи.
- Просторная, 16. Задержка мочи, - продублировал я ответ.
Задержка мочеиспускания (задержка мочи, ишурия) — это острая или хроническая неспособность к мочеиспусканию в достаточном количестве. Заболевание преимущественно поражает мужчин.
Наиболее частые причины носят обструктивный характер, 53% случаев составляет доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ, аденома). Также могут вызывать задержку мочи инфекционные, воспалительные, ятрогенные и неврологические причины. Поэтому первоначальная оценка состояния должна включать подробный анамнез. Необходимо провести целенаправленное физическое обследование с неврологической оценкой, диагностическое обследование должно включать измерение остаточного объема мочи.
На месте. Дверь открыла жена больного.
- Проходите, пожалуйста. Извините, что так поздно...
- Не извиняйтесь. Нам без разницы, до утра еще долго. Что случилось?
- Муж в туалет сходить не может...
Я прошел в комнату. На диване, лежа на боку, находился мужчина. Гримаса боли на его лице была вполне объяснима, но не она меня насторожила в тот момент. Насторожил меня общий вид больного: серо-желтый цвет кожных покровов, заостренные черты лица и характерный, тусклый взгляд онкобольного. Так смотрят люди, когда метастазы злокачественной опухоли уже распространились по его организму далеко за пределы пораженного органа.
- Здравствуйте, - обратился я к больному.
- Здравствуйте...
- Что сейчас вас беспокоит больше всего?
- Ничего! - резко ответил больной.
- У него с утра... - начала было говорить жена, но я остановил её, подняв руку.
О том, что у больного предположительно острая задержка мочи, я знал от диспетчера. А остановил я ее потому, что сейчас я увидел, как больной злобно глянул на супругу. Это может еще сильнее затруднить сбор анамнеза - больной, страдающий от болей и стесняющийся своей проблемы, просто пошлёт всё и всех к чертовой матери и откажется от помощи.
- Я с вами тоже поговорю, но чуть позже, хорошо? - сказал я женщине.
- Хорошо, извините.
- Вас как зовут? - спросил я больного.
- Степан Аркадьевич.
- Степан Аркадьевич, давайте давление измерим, для начала?
- Да что, давление? - с раздражением ответил он. - При чём тут давление?
- Так я же вижу, что вы болеете, а вы утверждаете, что ничего вас не беспокоит, вот я и пытаюсь выяснить, что с вами. Для начала давление измерить надо.
Больной протянул руку.
- Измеряйте.
Артериальное давление было в пределах возраста больного.
- Давно, мучаетесь с мочевым? - в лоб спросил я, закончив измерение давления.
Мужчина посмотрел на меня с удивлением, но увидев, что я серьёзен, ответил:
- С утра.
- До сегодняшнего дня всё нормально было?
- Не очень.
- Раньше куда-нибудь обращались, обследовались?
- Да никуда он не ходил! Я ему говорила! - вновь в разговор вмешалась жена.
На этот раз, на жену злобно посмотрели мы оба. Я только-только стал налаживать вербальный контакт, прекрасно понимая, что больной не горит желанием делиться подробностями своей проблемы, а вмешавшаяся в разговор жена свела все мои начинания на нет. Женщина замолчала и опустила глаза.
- Выйди! - резко сказал ей больной. - Тут мужики разговаривают!
Женщина ушла на кухню.
- Вообще уже лет пять плохо моча идёт. В больницу никакую не ходил, а сегодня с утра только три капли выдавил, - сказал больной.
Мочевой пузырь больного оказался наполнен и увеличен чуть ли не до пупка. При перкуссии его определялся глухой звук.
Разъяснив больному процедуру выведения мочи катетером, я попробовал провести катетеризацию мочевого пузыря. Безрезультатно. Катетер уперся и ни в какую не проходил в мочевой пузырь.
- Надо ехать в урологию, - сказал я больному. Надо установить причину вашего состояния.
- Может, укол какой сделаете? - простонал больной. - Чтоб моча пошла.
- Укол-то, конечно, сделаю, но ехать все равно придется.
Больного доставил в урологическое отделение.
- Сами, что-ли, не могли мочу вывести? - спросил уставший доктор приемного отделения.
- Наш пластиковый катетер не справляется с этой задачей, да и вообще больной не обследован.
- Ясно, - вздохнул доктор. - Оставляйте.
Утром, сдав смену, я ушел домой. Дома было пусто и тихо. Жена была на работе, дочки в садике. Я упал и уснул, забыв поставить телефон на беззвучный режим. Именно телефонный звонок меня и разбудил через час.
- Алло? - ответил я, даже не посмотрев кто звонит.
- Дим, я тут на твой "повтор" ездил, к деду с задержкой мочи! - услышал я в трубку голос фельдшера Александра.
- К какому деду? - не понимая о чем речь, глупо спросил я.
- На Просторную. Ты его ночью в урологию увёз, ему там металлическим катетером мочу вывели, домой отправили с рекомендациями. А он снова вот вызвал. Я его начал катетеризировать, а там кровь сплошная вместо мочи ...
Я вспомнил ночной вызов.
- Там, Саш, онкология, скорее всего...
- Я тоже так подумал. Сейчас вот снова его в ту же урологию везу. А ты что не спишь?
- Спал...
- А-а. Ну, ладно. Пока!
...
К этому больному я приезжал еще несколько раз. Ему сделали цистостому, установили катетер Фолея. Но вызывали они не из-за цистостомы, а по поводу онкологических болей и необходимости введения сильнодействующих анальгетиков. К сожалению, как я и предполагал, болезнь распространилась уже далеко за пределы предстательной железы. Метастазы были и в костях, и в легких.
...
Предстательную железу называют "вторым сердцем мужчины". К сожалению, орган этот имеет тенденцию к гиперплазии (разрастанию), особенно при перенесенных ранее простудных, инфекционных и венерических заболеваниях. Вся беда развития аденомы простаты заключается в том, что симптомы её нарастают постепенно, в течение нескольких лет и могут привести к плачевному результату. Поэтому рекомендуется всем мужчинам старше 40 лет регулярно проходить диспансеризацию и делать хотя бы трансабдоминальное УЗИ простаты (такое узи делается через живот, поэтому не стоит переживать за ваш священный "карий глаз" или "гудок" - он по-прежнему останется нетронутым), ну и сдать анализ крови на ПСА. Обнаруженные на ранней стадии изменения предстательной железы, можно полностью вылечить или хотя бы остановить процесс роста.
Берегите себя и будьте здоровы!
С уважением, фельдшер.
P.S.: Сам я обследовался недавно, всё нормально.
Уважаемые подписчики и читатели моих историй! Впереди еще будет много интересных рассказов из моей жизни и жизни людей, с которыми мне пришлось столкнуться, благодаря судьбе и выбранной мной профессии. Я вам это обещаю.