Еще раз для сведения сектантов разной политической ориентации специально сообщаем: наш канал ВОЕННО - ИСТОРИЧЕСКИЙ. Это значит, что мы пишем статьи на военно-исторические темы, а не агитки, чтобы вам понравиться. Мы пишем для адекватных людей, способных хотя бы допускать, что раньше они могли заблуждаться и в вопросе надо разобраться более детально. История имеет массу оттенков серого, на зебру она совсем не похожа. Если без аллегорий, то скажем проще: в любом негативном процесс имеется позитивная составляющая, а в любом вроде бы позитивном - гнездится тихо разная гадость. Одни и те же действия, события, принятые решения с разных точек зрения и на разном уровне информированности выглядят по-разному.
Некоторые недалекие граждане до сих пор восторгаются творчеством писателя-алконавта Астафьева. Который служил главным образом в войсках НКВД по охране тыла. С каких таких этих самых данный тип берется рассуждать о решениях командования фронтового уровня, откуда у него необходимая для оценок информация и знания? Солженицын хоть математиком был, значит способен к аналитическим суждениям (насколько его выкладки правдивы - отдельный вопрос), а у этого сельского самородка откуда что взялось? Неоткуда. Кроме злобы на все и вся, ловкой попытки "попасть в струю" и похмельной обиды на жизнь, нет в тех строках ничего, никакой "окопной правды". Задумайтесь на досуге.
Быть может, вам поможет в размышлениях этот материал. Он на 100% документальный. Основан на Докладной записке особого отдела НКВД Белорусского фронта народному комиссару внутренних дел БССР Л. Ф. Цанава "О состоянии танковых бригад Белорусского фронта" от 5 октября 1939 года. Предвосхищая язвительные комментарии любителей поумничать сразу после прочтения заголовка, поясняем: это НЕ опечатка и НЕ ошибка автора. Речь о событиях на Западной Украине и в Западной Белоруссии, известными под названием "освободительный поход".
Ниже текст Записки с минимальными нашими пояснениями.
Начинается текст с главного - фактов злостного раздолбайства (а возможно и умышленного вредительства), некомпетентности начальства всех уровней и прочих тревожных тенденций, которые, очевидно, надо именно "выжигать каленым железом", что и делалось. Многих потом записали в "жертвы репрессий", особо не разбираясь в причинах. Просто "правоприменительная практика" того времени была весьма специфической и позволяла в общем-то справедливо наказанного "по совокупности" некомпетентного начальника или специалиста в последующем оправдать и реабилитировать, ибо наказывали формально за другое, чего человек, возможно, и не совершал или за то, что доказано было сомнительными средствами.
Но по сути судили-то верно! Если командир части растерял свои танки на марше и не знает где они, если он не способен быстро исправить ситуацию, то такой командир враг своего народа - не по умыслу, так по результату.
Дальше текст оцифрован в другом формате, пришлось его фрагментами выдавать.
Далее еще перечисляются аналогичные эпизоды (ссылка на документ будет дана в конце статьи). Отставшие танки, потерявшийся личный состав, который командование никак не может собрать (и это уже после боев, на этапе возвращения к местам постоянной дислокации), опоздание с выполнением боевой задачи из-за отсутствия горючего, которое тыловые службы не сумели вовремя подвезти, пропавшие цистерны с ГСМ и все в этом роде. Общее впечатление - командование толком управлять вверенными частями не может (или не хочет) даже в условиях относительно слабого противодействия противника.
Приводятся также два примера фактически умышленной порчи техники и проявления трусости - экипаж загнал на границе танк на пень, а потом, когда помогли его снять, все время отставал, чтобы не участвовать в боях. Еще один факт осознанного вывода из строя танка спорный, если бы боец не ляпнул, когда их нашли в польской деревне, нечто в стиле "как хорошо тут было без вас", то и дела бы не было.
Дальше автор Записки переходит, увы, к разбору "кто чего плохого сказал про советскую власть", но что поделать, работа такая. Отдельные реплики, строго говоря, по делу, отдельные вполне подходят под новомодные определения "фейки" и даже "дискредитация ВС". Все выкладывать не будем, хватит пары наиболее ярких примеров.
По вопросам разницы в ценах там еще много чудес - особо ушлые бойцы и командиры (помимо фактов прямого мародерства) активно закупались разными "дефицитами" в польских лавках и магазинах, порой используя для этого средства, выделенные на служебные расходы. В годы Великой Отечественной взятые у убитого врага часы считались трофеем, а в 1939 такие вольности рассматривались как мародерство, особенно когда ценная вещь "конфисковывалась" у ранее "нашедшего" ее рядового бойца и присваивалась командиром.
Нужно ли было "решительно бороться" с такими негативными тенденциями? Безусловно - да. Это, отнюдь, не шутки и не ерунда. Это, вообще-то, начало конца любой армии, если вовремя не спохватиться и решительно не пресечь в зародыше.
Чем закончилось для отмеченных в записке военнослужащих нытье про цены и бедствующие семьи, мы информацией не располагаем. В конце документа есть утонение, что на большинство таких эпизодов реакция прошла по партийной или дисциплинарной части, т.к. у военной прокуратуры нет достаточно людей, чтобы все это расследовать.
Разумеется, пострадали при этом и правдорубы. Люди говорили в целом правильные вещи, не считая нужным подстраиваться под порой откровенно идиотскую пропаганду.
Что тут скажешь... Начальство всех времен и народов, при всех режимах - хоть при царском, хоть при президентском - страшно не любит, когда рядовые граждане обсуждают его (начальства) явные промахи. Не их это типа дело. В Армии, впрочем, в такой постановке вопроса есть определенный смысл, более того - есть в этом необходимость.
Сам того не подозревая наверное, лейтенант Латышев из 27-й танковой бригады попал в десяточку. Ничего хорошего СССР в западных областях Украины и Белоруссии "не завоевал" у поляков - до сих пор с некоторыми приобретениями разбираемся и конца-края этим разборкам не видно. Но с другой стороны, не сделав известных шагов по расширению своей территории, СССР 22 июня 1941 года попал бы в еще более тяжелое положение - немцы ударили бы сходу по важным административным и промышленным центрам Минску и Киеву максимум на второй ден войны. Ну, может быть на третий. И поэтому прозорливому лейтенанту на своем посту лучше было бы помолчать - и Родине вреда бы не принес и сам не пострадал.
Да, польская армия не была "раздетой и разутой". Но стоило ли по этому поводу майору спорить при свидетелях с комиссаром, проводящим политинформацию? Это не от большого ума делалось. Сказано - раздетые и разутые, значит так и было, так партии нужно, потому что дело все равно сделано уже, поздняк метаться, как говорили в 90-е. Судьба не шибко умных правдорубов одинакова во все времена - естественный отбор так работает.
Отдельно хотелось бы отметить, что если кто-то всерьез полагает, что вышеприведенные факты есть проявление пресловутого "тоталитаризма" и, так сказать, отблески "сталинских репрессий", он сильно заблуждается. В наше время присутствуют все те же самые тенденции, только методы регистрации недозволительных речей вознеслись на недосягаемую для того неиспорченного времени высоту. А так - один в один. Задумайтесь и над этим фактом. Майор вон "Правду" ругал, а коллективу нашего канала неоднократно намекали на недопустимость посягательств на светлый лик и честное имя великого русского философа Ильина, которого Сами Знаете Кто "иногда почитывает". Причем не читатели намекали отнюдь. И это при том, что мы выражаемся максимально корректно и оперируем только официально публикуемыми фактами.
Завершает перечисление "отдельных негативных фактов" несколько эпизодов интимных связей с польскими женщинами, сопровождающихся отлыниванием от службы, оставлением части на несколько суток, пьянством и приобретенными "нехорошими болезнями".
Вот такой поучительный во всех смыслах текст. Все не просто было в те времена. Но многое, все-таки, как не крути, было правильно.
Для самостоятельного изучения: