Найти тему

Крылышками бяк-бяк-бяк... Почему фильмы Марка Захарова разобрали на цитаты

«Раньше я удивлялся, когда люди говорили, что выросли на моих фильмах и сейчас показывают их своим детям. Я это не очень понимаю, но очень благодарен», – признавался Марк Захаров, который 13 октября мог бы отметить 90-летие.

Фильмы Захарова давно разобраны на цитаты. Сегодня эти фразы назвали бы мемами. Сочинителями были сам Марк Анатольевич, его друг и соратник Григорий Горин, а также Шварц, Распе, Свифт. Немного – Алексей Толстой. Ильф и Петров – по умолчанию.

«12 стульев»

Роман Ильфа и Петрова Захаров перечитывал много раз, мечтал сделать фильм. Это была первая его самостоятельная работа в кино. На роль Бендера режиссёр пригласил Андрея Миронова, которого до этого отверг Гайдай. «Миронов и Папанов – не те артисты, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их неслучайно», – объяснял Захаров. Задействовал он в картине и жену Нину Лапшинову, с которой в итоге прожил 58 лет, но которую больше нигде не снимал. В «Стульях» она сыграла жену отца Фёдора (Ролан Быков). Нашёл Захаров небольшую роль и для себя, став председателем тиражной комиссии.

Гайдай, который снял свою комедию по «Двенадцати стуль­ям» на пять лет раньше Захарова, назвал «содеянное» коллегой уголовным преступлением. Далеко не все критики и зрители приняли фильм. Хотя поклонники есть у обеих киноверсий. Сам Марк Анатольевич отдавал должное остроумной музыке Гладкова, ироническим стихам Кима, блистательным актёрским работам. «Всё это представляло собой неоспоримую ценность. Хуже обстояло дело с режиссурой, – был убеждён Захаров. – Не хватило умения, воли... Не хватило таланта».

«Обыкновенное чудо»

Пьесу Шварца Захаров считал слишком сложной для экранизации. Но всё-таки взялся. И не прогадал. Кандидатура начинающего Абдулова на главную роль вызвала у худсовета вопросы. Когда Захаров пригласил его на пробы, тот ответил: «С удовольствием. Всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Справедливости ради заметим: изначально Медведем режиссёр видел Александ­ра Збруева, но тот остался холоден к этой роли. Значились среди претендентов и Евгений Герасимов, и Валерий Шальных...

В общем, удалось Захарову отстоять Абдулова. Актёр был готов на всё, в том числе выполнять опасные трюки. Например, он должен был на полном скаку влететь под каменную арку, зацепиться за неё руками и подтянуться. С первого дубля всё получилось. Вот только ноги из стремян Александр вытащить забыл. Лошадь на приличной скорости протащила его десятки метров...

Долго не было и Принцессы. Захаров тщетно пробовал Веру Глаголеву, Ларису Удовиченко, Евгению Глушенко. И отчаянно сомневался в кандидатуре Евгении Симоновой, пока оператор Николай Немоляев не снял её так, что сомнения исчезли.

На съёмках Симонова, боясь оружия, никак не решалась нажать на курок. Так и выстрелила, зажмурив глаза. В сцене в песчаном карьере по пояс провалилась в мокрый песок. Абдулов пытался вытащить её, но всё глубже проваливался сам. Спасли их пожарные, дежурившие на площадке.

Начальство категорически запретило выпускать фильм с фразой Миронова: «Стареет наш королёк» (Брежнев как раз постарел). А вот жест Леонова, напоминающий приветствие членов Политбюро на трибуне Мавзолея, чудом сохранился. Хоть Евгений Павлович и предупреждал: «Маркуша, будем переснимать – и за те же ­деньги».

Едва не пострадал и воробушек, рванувший за бабочкой, которая крылышками бяк-бяк-бяк-бяк... «Чего это воробушек с ней сделал?» – спрашивали редакторы. «Воробушек возжелал дуру-бабочку как бы скушать», – отвечал режиссёр. «Нет, – упирались редакторы, – он от неё другого захотел... » «Что вы! – махал руками Захаров. – Тема чисто гастрономическая». – «Сексуальная». – «Гастрономическая»...

«Формула любви»

Историю про графа Калиостро Алексея Толстого сильно переработал Григорий Горин.

На главную роль Захаров планировал взять Янковского. Но тот отказался – не хотел связываться с мистикой. Тогда Марк Анатольевич позвал грузинского актёра Нодара Мгалоблишвили, которого увидел на гастролях в Москве. Он долго отказывался, ссылаясь на сильный акцент. Захаров заверил, что роль будет озвучена. И не обманул. В фильме Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна.

Без ЧП не обошлось и на этих съёмках. Однажды, рассматривая красивых девушек, Нодар выпал из окна и сломал ногу. Пришлось снимать его либо по пояс, либо использовать нижнюю часть композитора фильма Геннадия Гладкова.

Неаполитанскую песенку Жакоба (Александр Абдулов) и Маргадона (Семён Фарада), придуманную Геннадием Гладковым и Юлием Кимом, знают, наверное, даже те, кто никогда не смотрел комедию. «Уно, уно, уно, ун моменто... » Гладков, правда, потом отказался от авторства.

А песню пришлось утверждать в литературном комитете, хотя по большому счёту это был набор рифмованных итальянских слов, которые написала по просьбе авторов студентка иняза. Пришлось отдуваться Гладкову и за Фараду, у которого не было ни слуха, ни голоса.

Но это ведь не так важно. Главное – Захаров создал «формулу», которая прошла испытание временем и по-прежнему с нами.

Лучшие фразы из фильмов Марка Захарова

– Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?– А кто у нас муж? – Волшебник. – Предупреждать надо.– Три дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказать вам, как вы мне безразличны!– Коли доктор сыт, так и больному легче.– Голова – предмет тёмный, исследованию не подлежит.– Селянка, подь сюды. Хочешь большой, но чистой любви? Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал!– На двух лошадях скакать – седалища не хватит!– Судя по обилию комплиментов, вы вернулись с плохой новостью.– Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!