Найти в Дзене
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

Смоленское лютеранское: воскрешая имена

Двадцать лет назад после реставрации знаменитого Цирка на Фонтанке на фасаде было восстановлено имя  его основателя – Гаэтано Чинизелли.

Легендарный наездник, создатель первого каменного цирка в России, глава цирковой династии. За 10 лет своего руководства он сумел возвести цирковой жанр в ранг искусства. Из балаганного развлечения для черни цирковые представления превратились в модный досуг для знати – роскошные интерьеры нового здания всячески этому способствовали. «Циркъ Чинизелли» гремел на всю Российскую империю, это название было знакомо буквально каждому.

И сегодня, после возвращения цирку исторического названия, словосочетание «Цирк Чинизелли» снова стало привычным слуху. Все знают о существовании знаменитой династии и ее славной истории.

Цирк Чинизелли на Фонтанке, 1890-е
Цирк Чинизелли на Фонтанке, 1890-е

Однако мало кто знает, где упокоился великий циркач.

Гаэтано Чинизелли ушел из жизни в 1881 году. Его смерть потрясла Петербург, а похороны стали значительным столичным событием. Улицы были забиты народом, конная полиция с трудом пробивала путь траурному шествию, среди которого было полно представителей высшего общества. Звучал военный оркестр… Вот как об этом писала «Петербургская газета» от 8 октября 1881 года: «...Гроб украшен был тропическими растениями и массою венков с надписями; из числа их выделялся громадных размеров лавровый венок с надписью: «repose en paix». Печальное шествие направилось по Невскому проспекту и Большой Морской через Николаевский мост. Впереди несли 9 подушек с орденами покойного. Гроб несли на руках артисты цирка до Исаакиевского собора. За гробом старший сын Гаэтано Чинизелли вел любимую лошадь покойного».

Похороны состоялись на Смоленском лютеранском кладбище. Надгробный памятник был изготовлен итальянским скульптором Энрико Бутти по заказу Вильгельмины Анны Чинизелли, вдовы Гаэтано Чинизелли. Там же впоследствии была захоронена и сама Вильгельмина. Рядом покоится сестра Вильгельмины наездница Франциска Думос и четыре внучки, умершие совсем маленькими: самой старшей из них, Доре, было всего лишь 8 лет.

Могила Гаэтано Чинизелли на Смоленском лютеранском кладбище
Могила Гаэтано Чинизелли на Смоленском лютеранском кладбище

После революции 1917 года кладбище было закрыто для захоронений. Все советские годы оно находилось в запустении. В 30-е годы многие надгробные плиты были разрушены: гранит использовался для изготовления поребриков...

В 21-м веке могилу Чинизелли посетила укротительница тигров Карина Багдасарова, пришедшая поклониться праху своего кумира. Увидев, в каком состоянии находится захоронение, она пришла в ужас. Решетка покорежена, у мраморного бюста отколоты детали, крестов нет, сама могила провалилась…

И тогда дрессировщица дала обет восстановить захоронение во что бы то  ни стало. Это оказалось непросто – на одну только бумажную волокиту ушло полтора года. Однако Багдасарову поддержали единомышленники и ... сам Чинизелли. Дрессировщица  взяла горсть земли с его могилы и отвезла в Италию, в место недалеко от озера Комо, где он родился. И сразу почувствовала легкость на душе и уверенность, что все получится. В 2015 году состоялось открытие воссозданного семейного захоронения великого Гаэтано Чинизелли. Оно было отреставрировано на личные средства знаменитой укротительницы.

Но не одним именем Чинизелли славится Смоленское лютеранское кладбище. Тут захоронены известнейшие и достойнейшие люди, настоящие патриоты России. Пусть они были иностранного  происхождения, иной веры, но жизнь свою посвятили нашей стране,  и легли в чужую землю, ставшую им родной. Здесь можно увидеть могилу брата знаменитого Альфреда Нобеля – Людвига Нобеля, который провёл первый в России нефтепровод. И могилу физика-изобретателя Бориса Якоби, открывшего гальванопластику. Тут же покоится выдающийся хирург Роман Вреден, один из основоположников ортопедии в России. Главный архитектор дирекции Императорских театров Виктор Шретер. Хосе де Рибас, один из основателей Одессы (да-да, улица Дерибасовская названа именно в его честь!). И многие, многие другие, внесшие огромный вклад в развитие Российского государства. Да и надгробия с никому неизвестными именами представляют огромную историческую ценность; многие памятники – уникальные произведения искусства.

Могила Людвига Нобеля
Могила Людвига Нобеля

Сегодня реставрация надгробий ведется либо на разовые гранты, либо на частные пожертвования. Многое делается силами волонтеров. Последние пять лет КГИОП и Союз реставраторов Санкт-Петербурга привлекают всех желающих на субботники по расчистке кладбища и уходу за памятниками.

За это время у волонтерской инициативы появилось множество друзей и партнеров: СПб ГКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», ООО «Собор», культурно-просветительский проект «Открытый город», петербургские реставрационные компании. 23 сентября впервые принимала участие в субботнике команда Центра мемориальной культуры «ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА», в составе которой довелось поработать и мне.

Казалось, сама природа расщедрилась во имя благого дела: день случился великолепный, по-летнему теплый. В косых лучах солнца громады старинных надгробий выглядели величественно и загадочно. Столетние дубы осыпали желуди на замшелые плиты… Впрочем, романтику запустения предстояло облагородить: убрать листья, сучья, ветки, мусор, оставленный непрошеными посетителями.

-4

Люди на субботник собрались самые разные – от пенсионеров до студентов. Все работали наравне, независимо от статуса: директор Союза реставраторов носила канистры с водой, неподалеку сотрудники КГИОПа самозабвенно трудились над очисткой старинного памятника. Некоторые пришли поволонтерить всей семьей — малыши старались не отставать от взрослых.

Реставратор Виктор Лебедев провел мастер-класс по уходу за надгробиями из натурального камня. Завораживающее зрелище: безымянный потемневший камень, обросший мхом, под умелыми руками мастера вдруг начал приобретать четкие очертания, чернота сходила прямо на глазах, и на посветлевшей гранитной плите проступила надпись. Это было как чудо – возвращение забытого имени.

-5

Я прошла по мощеной дорожке и остановилась перед памятником Гаэтано Чинизелли. Сияя белым мрамором, великий маэстро щурился в какую-то одному ему ведомую даль, и словно слегка улыбался в усы. А за его спиной высилось огромной здание из стекла и бетона, резко контрастируя с этим удивительным островком истории.

И подумалось, что всех собравшихся сегодня волонтеров – таких разновозрастных, таких непохожих друг на друга, – объединила тяга к сохранению памяти об ушедших временах и поколениях, к воссозданию утраченного, потребность удержать концы нити, связующей былое и будущее.

Галина Илюхина

Фото: Валерия Азорочкина, Вадим Макаров