Друзья, привет. Совсем недавно мы с вами общались на предмет подготовки к проведению утренника в детском саду, распределения полномочий и других моментов. Я может и не совсем сейчас в ту историю, но задумалась вот о чем. Вот я пишу, что для детей утренник это событие, это важный такой момент. На момент подготовки и проведения - да. А дальше что? Я, например, помню свои утренники? Я имею в виду те, где ребёнком была я. Я тоже посещала детский сад. Как и большинство граждан нашей страны. Да, я помню один праздник - выпускной. И то, скорее потому, что у меня есть фотографии с этого мероприятия. Более того, если вы спросите, что я вообще помню из своей дошкольной жизни, я отвечу вам максимально честно: я помню лишь два момента. И о них чуть позже. В этой статье разберём феномен инфантильной амнезии. Оставайтесь со мной.
Так вот эта статья не совсем про праздники в детском саду. Она про то, почему же все-таки так происходит?
Почему чаще всего мы не помним себя детьми в детском саду и детьми в целом?
Возможно, вы уже изучали эту информацию и владеете представлениями на этот счёт, но я позволю себе об этом написать. Максимально кратко.
Ну а теперь к тем событиям из моей детсадовской жизни, которые я помню в красках
Первый. Наша группа выходила на прогулку, я выходила в самом конце и, как и все мои сверстники, бросилась к металлической лестнице запасного выхода. Там что-то лежало. Летучая мышь. Я как сейчас помню её цвет, размер, помню, что у меня не было отвращения как такового. Но был огромный страх. Вероятно, над страхом преобладал интерес, потому что я, как и все ребята, бросилась рассматривать находку.
Второй связан с тем, что меня не забрали из детского сада. При всей ответственности членов моей семьи. Я помню, что за окнами уже было темно, я сидела за столом, единственная в группе, чем-то занималась, помню даже как располагался стол моего воспитателя и чем занималась она. Кстати, как думаете, чем? Пишите в комментарии варианты. Думаю, точно не ошибетесь. Ничего за 25 лет не поменялось. Потом, конечно, пришла мама. И лишь спустя много лет я узнала причину этого происшествия. А для меня это оно и было.
Меня всегда забирали рано, и тут я одна. Мама в тот момент переходила на другую работу. С должности воспитателя обычного детского сада на аналогичную, только в доме-интернате для умственно-отсталых детей. Она сказала моей бабушке, что заберёт меня сама (а чаще всего меня забирала именно бабушка, потому как сами понимаете график работы воспитателя). Что произошло? Она была в таком подавленном состоянии после первого рабочего дня в этом учреждении, что попросту забыла меня забрать. Это был первый и последний раз. Мне 33, и я до сих пор это помню.
Когда я получала высшее образование, преподаватель физиологии человека в теме о стрессе говорила вот что. В ответ на травмирующее событие с организме высвобождается кортизол. Так называемый гормон стресса. Так вот чрезмерное количество кортизола может привести к ухудшению функции гиппокампа, области мозга, ответственной за формирование и сохранение воспоминаний. Таким образом, воспоминания о травмирующем событии могут становиться разрозненными или блокируются. Так наш мозг бережет нас и наше здоровье. В моем случае, видимо, это был все-таки недостресс.
Что касается не стрессовых ситуаций, а вообще обычных воспоминаний. Как я писала выше, я не помню ни одного. Интересный пример приводила мой музыкальный руководитель. Она помнит себя в детском саду в момент, когда они всей группой ждали обеда , а она смотрела на красивую куклу, находящуюся на кукольном диванчике и, внимание, представляла, как бы она ей играла. Это были семидесятые годы и могу предположить ,что эта кукла была единственной и предназначалась для демонстрации. А как же хотелось детям с ней поиграть.
И все же, почему же нам так трудно, а чаще всего невозможно, вспомнить события из детства?
Этот феномен изучался и изучается, и в настоящее есть несколько теорий, которые могут объяснить эту особенность нашей памяти. Причины наличия данной амнезии (а её так и называют, инфантильной амнезией) наукой пока точно не определены.
- В раннем детстве нейронные сети гиппокампа, структуры головного мозга, ответственной за кодирование и консолидацию воспоминаний, переживают активные стадии формирования и реконструкции. Эта быстрая трансформация может приводить к "перезаписи" старых воспоминаний новыми.
- До достижения определенного возрастного порога дети не обладают полноценной языковой структурой, что может влиять на способность кодирования и ретроградного воспроизведения событий. Без вербализации определенные эпизодические воспоминания могут быть закреплены неустойчиво.
- Детское восприятие окружающего мира кардинально отличается от взрослого. Эти различия в когнитивной интерпретации могут влиять на приоритетность и структурирование воспоминаний.
- Некоторые исследования указывают на возможность подавления или репрессии воспоминаний, ассоциированных с психологическим стрессом или травмой. И вот это как раз о том, о чем я писала выше. С тем самым кортизолом. Кстати, слышали про заедание стресса? Одна из причин все тот же кортизол. Он способствует увеличению аппетита и может усилить желание потреблять пищу, особенно богатую углеводами, так как углеводы помогают поддерживать уровень сахара в крови и увеличивают уровень серотонина, "гормона счастья".
Друзья, получилась такая статья-размышление. На мой взгляд, как-то нечестно наш организм работает, "заставляя" малыша забывать этот прекрасный возрастной этап. Добрый, искренний. И мне очень хочется коммуникации с вами на этот счет. Что вы помните из своего дошкольного детства? А ваши взрослые дети что-то рассказывали о своей детсадовской жизни уже во взрослом возрасте? Неужели подавляющее большинство взрослых не помнят интересные моменты из своей дошкольной жизни? Давайте пообщаемся. А в случае с негативом, таким, как, например, поросенок на столе из одной из моих статей, я очень хочу надеяться, что он не станет причиной причиной психологических проблем у подросшего человека.
Ставьте лайк к этой статье и подписывайтесь на мой канал. Это лучшая мотивация. Всем добрых выходных.