Найти тему

Ниже, ещё ниже, да, вот так хорошо. Тест «низкоиграющих» твитеров AMP TUA-28P

Оглавление

Попали ко мне в руки твитеры с необычной способностью забираться по частоте непривычно низко (по меркам высокочастотников, разумеется). Не до мидбаса, ясное дело, но в верхнюю середину залезают без стеснения. Продаются отдельно и, судя по модельному индексу TUA-28P, стали частью самой верхней серии А в модельном ряду AMP (который by Andrey Vakhtin, не путать с красноярским брендом AMP).

Цена за пару на момент теста – 17900 рублей, но, забегая вперёд, сопоставимы с моделями заметно дороже, и в премиальном сегменте чувствуют себя уверенно.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Итак, поехали. Для пущего антуражу твитеры продаются в симпатичных и аккуратных деревянных чемоданчиках.

-2
-3
-4

Первое, что сходу обращает внимание – массивные металлические корпуса. Не пластиковые чашечки какие-нибудь, на жвачку к стойкам не прилепишь.

Диаметр корпусов – 53 мм. Диаметр по фланцу – 58 мм. Посадочная глубина – 37 мм. Немаленькие такие «пищики», с огромной акустической нагрузочной камерой.

-5

Корпуса неразборные, винт в центре – просто технологический элемент для сборки. Провода заходят в клеммы с торца и зажимаются винтами.

-6

28-миллиметровые купола закрыты ажурными несъёмными сеточками. Ровно такими же, как в твитерах компонентной акустики AMP SUB-17.2, она как раз недавно тоже была на тестировании.

-7

К слову, сходство не только внешнее, кое-какие комплектующие у этих моделей тоже схожи (те же тканевые купола, к примеру). Но иная нагрузочная камера (здесь она сильно больше), другое наполнение и некоторые внутренние элементы – и по факту абсолютно другой результат. Это так, для любителей «гадать по фото».

Купола достаточно высокие и открытые. Не утоплены в корпус, а окружены относительно плоским фланцем. Потом посмотрим, как это скажется на диаграмме направленности (излучает ли он широко или узким «лучом»).

-8

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ

Импедансная кривая намекает на сложное внутреннее строение. Твитер «сухой» (т. е. без ферромагнитной жидкости), однако за счёт наполнения (очевидно, не только подкупольного пространства, но и самой нагрузочной камеры) получается ощутимое демпфирование, и вместо характерного одинокого резонансного горба – несколько невысоких волн. При сопротивлении постоянному току 3 Ом импеданс нигде в частотном диапазоне не выскакивает за 6-омную отметку.

-9

АЧХ спокойная, не буйная. И, кстати, возвращаясь к геометрии купола и плоскому фланцу, обратите внимание, что с разворотом твитера АЧХ лишь приобретает наклон, но почти не кривится. Т. е. если твитеры будут видны под небольшим углом, это не особо навредит их звучанию.

-10

Если быть совсем уж строгим, то кое-какие колебания купола заметить, конечно, можно. Но откровенной ломки нет и, как следствие, нет характерных набегов и отставаний одних частотных составляющих относительно других – на фазовой характеристике обходится без резких ступенек. Сие, конечно, и по АЧХ понятно, но на ФЧХ как-то наглядней.

-11

С понижением частоты рост искажений плавный, без резко выраженной границы, ниже которой твитер начинал бы «лить грязь» в звук. Ну разве что ниже 2-2,5 кГц лениво начинает подтягиваться вверх третья гармоника, но для излучателя с шёлковым 28-миллиметровым куполом это в любом случае достаточно низко.

-12

И вот такая вышла импульсная характеристика, снятая в ближнем поле. Минимум переходных колебаний – очень хорошее свойство. Говорит о сильном моторе и лишний раз подтверждает отсутствие болтанки в самом излучающем куполе.

-13

ПРОБА В ДЕЛЕ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Немного предыстории. Около полугода назад довелось попробовать прототипы этих твитеров. На тот момент они были ещё без корпусов и имели открытое акустическое оформление.

Уже тогда было очевидно, что их главная фишка – умение забираться по частоте гораздо ниже большинства высокочастотников на рынке. Именно это их свойство и стало причиной, зачем тут сделана такая огромная нагрузочная камера – она-то и позволила сохранить способность твитеров играть низко (по меркам высокочастотников, разумеется).

Как слушал? Оценку звукового потенциала проводил сначала в лабораторных условиях, потом у себя в машине. Благо, пока стойки в работе, подключить твитеры, покрутить их и погонять настройки можно без проблем.

Как настраивать ФВЧ? Перво-наперво постарался определить нижнюю частотную границу. Чего-то подобного я ожидал, но всё равно немного удивило – AMP TUA-28P можно спокойно резать снизу чуть ли не от 2 кГц (12 дБ/октава). В звучании при этом не появляется характерной грязной звонкости и «свистючести», оно остаётся чистым.

Тут, кстати, забавная ситуация вышла – в какой-то момент при настройке запустил твитеры в полную полосу и... мидбас они, конечно, отрабатывают скромненько (шутка), но признаков перегрузки на обычной громкости не показали. Твитеры. В полную полосу. Да ну, мистика какая-то. Но факт.

Впрочем, физику не обмануть, и, возвращаясь к реалиям, поднимаю настройку ФВЧ до 2,5 кГц (12 дБ/октава, Бессель), чтобы дать твитеру запас по перегрузке (хотя даже это на самом деле очень низко).

В результате получаем разумный компромисс – мидбасовое звено на 6,5-дюймовых динамиках к отметке 2,5 кГц только-только начинает проявлять направленность, но в откровенно модальный режим ещё не входит. А выше – эстафета уже передаётся твитерам.

В отличие от попыток состыковать 2-полоску на более высоких частотах (скажем, от 3,5-4 кГц и выше) это повышает шансы добиться одинаковой тоналки справа и слева. А отсюда – более правильная тоналка в целом, и, как следствие, легче выстроить звуковую сцену без лишних «танцев с бубнами» и «костылей».

Куда направлять? С ориентацией твитеров долгих поисков не было: оптимально – в сторону слушателей с минимальными разворотами. В зависимости от конкретного салона это либо несимметрично с направлением на водителя, либо «по классике» – в центр салона. При больших разворотах звучание хоть и не приобретает сильного окраса (это плюс), но теряет лёгкость (это минус).

Ну и как звучат-то? Если вам по душе «шёлковое» звучание, то твитеры зайдут. Хорошее сочетание мягкости с разрешением и воздушностью, хотя при этом и на жёстком рокешнике верха в кашу не валят – справляются.

Подача – естественная, в звуке нет звенящего «псевдовоздушного» окраса, как у некоторых, скажем, металлических куполов. Но при этом всё, что нужно, передаётся очень подробно, информация не теряется (если это позволяют усилители, источник и, в конце концов, это тот уровень, когда кабели тоже приобретают значение).

Из наглядного – джаз со всякими колокольчиками-треугольничками-щёточками. К примеру, трек The Oscar Peterson Trio – You Look Good to Me (из подборки CM Cup 2023) или найдите Arne Domnereus – High Life – тоже очень показательный. Инструменты сохраняют тело, не истончаются и не становятся стеклянными или ледяными. Но при этом и послезвучия не затирают и не обрывают. Хорошо, в общем, получается.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Если коротко – когда нужны нормальные шёлковые твитеры высокого класса. Нейтральность и полное отсутствие какого-либо окраса – это раз. Приличное разрешение и проработка деталей – это два. Ну и три – это способность играть достаточно низко по меркам твитеров, что даёт большую свободу в настройке системы. В общем, достойный вариант в том числе и для 2-полосок, когда важно выдержать невысокую частоту раздела полос.

Плюсы:

  • Способность забираться низко по частоте (по меркам твитеров)
  • Естественная и комфортная подача верхов
  • Высокое разрешение, могут конкурировать с твитерами подороже

Минусы:

  • Крупные и массивные корпуса