Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

Об антисемитизме и «антисемитизме» в Германии

«Антисемитизм» то и дело проявляется на пропалестинских демонстрациях (Символическое изображение) © dpa
«Антисемитизм» то и дело проявляется на пропалестинских демонстрациях (Символическое изображение) © dpa

Журналист и политолог Грегор Шпицен, автор Telegram-канала @Mecklenburger_Petersburger

После того как ХАМАС в минувшую субботу атаковало израильские форпосты на границе с сектором Газа, по многим странам (и Германия не стала здесь исключением) прокатилась волна пропалестинских демонстраций. Немцы и резиденты ФРГ с «ближневосточным бэкграундом» на улицах германских мегаполисов выходили на митинги с флагами Палестины, танцевали, распевали религиозные песни и раздавали бесплатные восточные сладости всем желающим, отмечая таким образом начало операции против Израиля.

Немецкие СМИ, в абсолютном большинстве своём настроенные произраильски, как, впрочем, и немецкие системные политики, поспешили выразить своё возмущение происходящим. Утверждалось, что люди, вышедшие на улицы, отрицают право Израиля на существование, выступают с антисемитскими лозунгами и призывают отправить евреев в газовые камеры. Однако говорить, что поголовно все участники митингов солидарности с Палестиной — антисемиты, поддерживающие террористов, было бы большим преувеличением. Ситуация здесь намного сложнее.

Так, один из знакомых иракцев, проживающий в Германии с 2016 года и митинговавший вместе с палестинцами 10 октября, наотрез отказался признавать себя антисемитом, заявив, что против евреев в принципе ничего не имеет, а возмущает его лишь израильская экспансия. Немка с сирийским бэкграундом, бежавшая в ФРГ в 2015-м от ужасов гражданской войны, заявила, что она против насилия, направленного на мирных жителей Израиля, однако гордится тем, что палестинцы сумели провести поистине уникальную операцию и застать израильскую армию врасплох.

Вполне понятно, что немецкие политики и журналисты, учитывая сложную историю Германии ХХ века в контексте еврейского вопроса, в некоторых аспектах стараются быть большими роялистами, чем сам король, и большими католиками, чем Папа Римский, видя антисемитизм там, где его, по сути, нет. Те, кто пропагандирует насилие и призывает к террору, безусловно, достойны самого широкого общественного порицания, а в некоторых, особо вопиющих случаях — и уголовного преследования. Однако лишение немецкого гражданства и ВНЖ за один лишь факт участия в антиизраильских митингах, как уже успели предложить некоторые политические деятели, представляется исключительной и вряд ли оправданной мерой. Тем более что это может создать опасный юридический прецедент, который в дальнейшем вполне можно будет использовать для политически мотивированных репрессий против несогласных с мейнстримной повесткой.

Так, например, Дирк Визе, заместитель лидера парламентской фракции СДПГ, заявил: «Те, кто прославляет и поддерживает терроризм, должны ожидать чётких санкций, им не место в нашей стране». Он добавил, что закон о пребывании в стране допускает депортацию в таких случаях (речь идёт о ст. 54 закона о пребывании, которая, в частности, обосновывает серьёзную заинтересованность государства в депортации лица за разжигание «ненависти к части населения»). Подобные попытки уже предпринимались после прокатившихся по Германии весной прошлого года митингов и автопробегов русских немцев, выступавших в поддержку российской СВО. К счастью, дальше символических штрафов от немецких властей за демонстрацию «символов поддержки агрессивной войны России против Украины» дело тогда так и не пошло.

Однако если политикам всё же удастся пролоббировать репрессивные законы о лишении немецкого гражданства лиц с арабским бэкграундом на основании «антисемитизма» и наладить их правоприменительную практику, за этим наверняка последует аналогичный закон против немецких сторонников Владимира Путина.

Канал «Специально для RT»