Найти тему
Семейный психолог

Механизм образования психологической травмы у человека

Сразу определим понятие психологической травмы.

«Это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это острые, тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом воздействия на психику человека».

Давайте разберемся с психологическими основами возникновения такой травмы. Один человек (или несколько) травмирует психику другого, когда нарушает одну из его  базовых  потребностей.

          ПОДПИСКОЙ, ОТКЛИКОМ, РЕПОСТОМ Вы поддержите развитие канала. СПАСИБО!
ПОДПИСКОЙ, ОТКЛИКОМ, РЕПОСТОМ Вы поддержите развитие канала. СПАСИБО!

Это важно понимать и вносить изменения в свои отношения, а не испытывать постоянно сложные эмоции и ощущать собственную беспомощность при попытках хоть как-то повлиять на своё состояние.

Если вы понимаете, что были нарушены какие-то  ваши потребности,  то у вас появляется возможность удовлетворить их уже во взрослом возрасте  или хотя бы переоценить процессы,  происходящие  с вами в детстве.

Например:

  • если была нарушена потребность в безопасности, то даже будучи взрослым вы можете заметить у себя присутствие постоянного ожидания жестокого обращения и недоверия окружающим;
  • если была нарушена потребность в признании вас или ваших ценностей, то вам будет трудно «присваивать» себе свои же собственные достижения, «оправдываясь» при этом, что «вам просто повезло»;
  • если пострадала потребность в привязанности, вы можете чувствовать себя одиноким, покинутым, несчастным …

Часто бывает так, что ребёнок осознает несправедливое отношение к себе со стороны взрослых и пытается даже кому-то рассказать об этом (значит, заявить о своем базовом праве и его нарушении другим человеком), но родители могут закрыть глаза на этот факт или даже наказать его за «неправду», «обман» или «желание оправдаться за счет других» ….

-2

Каждое родительское неприятие или наказание за отстаивание своих интересов, потребностей, желаний и прав формирует у ребенка убеждение:  «Я и мои потребности не важны. Мои чувства не принимаются и потому не надо их проявлять» и пр.

Со временем эти родительские послания переносятся взрослеющим ребёнком из внутреннего мира во внешний.

Ребёнок, становясь взрослым, разговаривает  с самим собой в позиции деструктивного токсичного  Внутреннего  критика.

Таким образом, при пересечении  нарушенных потребностей и естественных  попыток воспользоваться собственными правами с последующим  запретом  или наказанием  за эти попытки у человека образуется психологическая травма.

Чуть позже рассмотрим последствия нарушения потребности в безопасности для взрослеющего человека.

Возможно, вам будет интересна подборка моих публикаций "Психологические маски, которые носят люди, травмированные в детстве. Как их снять"

Какие родительские установки программируют жизнь ребенка:

Благодарю вас за внимание.

Буду рада получить ваши комментарии, отклики, истории.

Записаться на мою консультацию легко: здесь, на сайте В17 или сообщением.

С уважением, психолог Наталия Фомина, автор программ по расслаблению, повышению самооценки и др.

-3