Проблема отцов и детей — это социологический феномен, который отражает процесс и результат культурологического, поведенческого, ценностного диссонанса в мировозренческих парадигмах поколений, который приводит к их взаимоотчуждению и конфликтности взаимодействия.
Она выражается в том, что дети и родители перестают понимать друг друга, так как практикуют разные подходы к жизни и деятельности. Родители упрекают детей за ветреность, отсутствие осмысленного восприятия действительности, нежелании работать над собой и стремиться к чему-то стоящему, увлеченность какой-то ерундой. Дети отвечают тем, что обвиняют родителей в ригидности, старомодности и неактуальности их мнений, ценностей и взглядов на жизнь, что приводит к открытому конфликту и иногда разрыву отношений. Причем как правило в своих оценках не правы ни те, ни другие.
Соблазнительно назвать причиной этого феномена несоответствие взглядов родителей и детей, которое и порождает тот вал эмоций, обид, взаимных упреков и семейных трагедий, которые часто сопровождают и детей, и родителей всю жизнь, основательно ее отравляя и наполняя страданием и болью.
Однако реальной причиной его является тот же эволюционный механизм, который отвечает за отбор наиболее эффективных практик индивидуального и группового выживания, который принято обозначать как безусловный и условный рефлекс.
Проблема в том, что в процессе социально-исторического развития человек утерял способность существования под руководством инстинкта, приобретя взамен разум и мышление, которые и являются основным способом нашего взаимодействия с собой и миром. Отточенные миллионами лет эволюции рефлексы, которые представляют собой предельно обобщенные и генетически зафиксированные практики удовлетворения потребностей, мы заменили аморфными, мозаичными, различной степени обобщенности понятиями, мнениями, установками, которые постоянно видоизменяются, частично под воздействием реальности, частично под воздействием опережающего мышления. Но видоизменяются не только понятия и представления о мире, которые заменили нам рефлексы и взяли на себя их функции, постоянно изменяется и окружающая действительность, и ее неотъемлемая часть — социальная среда. Поэтому необходим действенный механизм, который будет с одной стороны фиксировать изменения среды, а с другой, дифференцировать и калибровать существующие культурные парадигмы для наиболее гармоничного и результативного взаимодействия с действительностью.
Роль такого естественного отбора берет на себя феномен отцов и детей, при помощи которого происходит своевременная корректировка имеющегося знания и проверка его элемента на соответствие своей задаче наиболее пластичного приспособления к миру.Ведь интеллект — это значительно более результативный и тонкий способ взаимодействия со средой, который позволяет учитывать малейшие изменения в сигнальных стимулах исходящий извне и изнутри.
Поэтому конфликт поколений — это строгий и беспристрастный экзамен, который проходит наш жизненный опыт, наши знания, наши представления и ценности. По его окончании наиболее универсальные и результативные практики приспосабливаются для дальнейшего применения в изменившихся условиях, а все второстепенное, потерявшее актуальность, отбрасываются путем высмеивания, обесценивания и стигматизации.
Этот и без того болезненный процесс усложняют два фактора. Один из них заключается в том, что родители часто, под гнетом быта и поглощенности решением повседневных вопросов, которые как злые слепни досаждают нам ежеминутно, не находят сил и желания актуализировать и расширять свои знания о мире, что приводит к тому, что их оценки, мнения и рассуждения становятся неконгруэнтны текущей ситуации. Это порождает понятийный и мировоззренческий лаг, который достаточно быстро идентифицируется детьми и приводит к снижению восприятия экспертности родительского мнения. Родители, не желая уступать свои позиции, отвечают детям обесцениванием их опыта и знания, что и приводит к конфликту.
Второй фактор вытекает из первого и проявляется в том, что, оценивая способы, используя которые ребенок взаимодействует с жизнью, родители в силу первого фактора искажают мотивы ребенка и его цели. Например, родитель, который провел детство в деревне и вынужден был с детских лет напряженно работать физически чтобы чего-то достигнуть, будет воспринимать сидение ребенка за компьютером как праздное времяпрепровождение, упуская из вида роль интернета в получении информации и самообразовании.
Причем, чем быстрее будут происходить изменения в социуме, тем интенсивнее будет конфликт отцов и детей. Чем более традиционно общество, чем менее оно подвержено влияниям модерна, тем проблема отцов и детей будет слабее.
Только постоянное стремление узнать новое, любовь, сострадание и великодушие способны преодолеть эту проблему, все остальные способы лишь усилят ее.
Моя страница в ВК