Сегодня вышел один из самых тяжелых выпусков "Беременна в 16". Впервые за историю проекта у главной героини родился ребенок с множественными грубыми патологиями. Однако у меня, как у врача, остались некоторые вопросы.
История подростков, решивших стать ОЧЕНЬ молодыми мамой и папой, тяжела и, к сожалению, обыденна. В семье пьющие родители и те, что в разводе, сами дети с регулярным психологическим и физическим "давлением" или с полным отсутствием взрослого внимания, у них нет стремления получить хоть какое-то образование....
Главной героине 14 лет. Эта одна из немногих девушек, которая в самом начале понимала, что не хочет ребенка (может, чувствовала что-то?). Однако давление окружающих и буйство гормонов сделали свое дело.
На первом скрининге ей диагностировали первый порок развития малыша - гастрошизис. Визуально штука стремная - дырка в животе, из которой вываливаются петли кишечника. Но, на самом деле, лечится довольно легко - достаточно одной операции по закрытию этого отверстия и все, шрам на память.
Удивительно, что на развитие такого состояния играет роль именно возраст будущей матери: чем она моложе, тем выше риск. При ранней первой беременности (да и в принципе до 25 лет, но пик 15 - 19 лет) риск гастрошизиса возрастает в 6-8 раз. Также повлиять могут вредные факторы окружающей среды и привычки, но в передаче об этом не было ни слова.
На втором скрининге у ребёнка подтвердили ранее обнаруженное заболевание. На третьем - все тоже самое, плюс маловодье у мамы, отставание плода в развитии. В итоге - родоразрешение в срочном порядке путем кесарева сечения.
И, вот, после родов обнаруживается вторая серьезная патология новорожденного- артрогрипоз. В программе представили эту болезнь как недоразвитие суставов и мышц, но на деле все немного сложнее, хотя по факту, именно оно дает возможность на какую-либо реабилитационную компенсацию.
Проблема не в "недоразвитости", а в контрактурах. Что это? Отличный пример - шрам на коже. Он же вроде как выполняет свою функцию - сохраняет целостность кожи, но имеет сильный недостаток - не является эластичным: ему не свойственны растяжение и сокращение, только сохранение того размера, каким он есть изначально. А теперь представьте такое состояние у сустава, когда связки в норме изменяют свою длину при сгибании/разгибании конечности. А при артрогрипозе такое невозможно, так как суставы жесткие, неэластичные и, как итог, не выполняют свою главную функцию - не позволяют рукам и кистям (в случае малышки из передачи) менять свое положение. Лечение: специальный массаж, наложение гипсовых шин (как при переломах), которые приводят к дистракции сустава - ткани в нем долго и медленно растягиваются. Также возможно проведение операции - пластики сустава. Как итог - появляется хоть какое-то (а иногда даже близкое к полноценному) движение.
Однако в передаче говорят еще одну интересную фразу: «отсутствие лопаток у малышки», как бы приклеивая к диагнозу «артрогрипоз». Но правильнее сказать, что это еще одно патологическое состояние у новорожденного. И именно оно является ключевым в определении тяжести состояния ребенка.
И тут мой главный вопрос: неужели отсутствие столь больших костей организма не было видно на УЗИ? Если артрогрипоз возможно определить только в 25% случаев (по данным зарубежной литературы), то при исследовании костной системы отсутствие лопаток - заметить не сложно. Но думаю, что это нюанс программы, так как молодую маму обследовало несколько врачей и, если один еще мог пропустить, то 2-3 специалиста - вряд ли.
Сейчас уже написали о судьбе этой девушки: парень ушел, мать главной героини (которая вроде как помогала в программе) избила девушку и сейчас ведется процесс о лишении ее родительский прав. Самое печальное в этой истории, что малышке не успели по возрасту сделать операцию, так как молодой маме еще не было 18-ти лет и она юридически не могла ухаживать за ребенком в больнице, а бабушка отказалась.
Это безумно грустная история с очень сильной главной героиней. Я не хочу осуждать ее за раннюю беременность, ну потому что, так бывает.
Я сейчас напишу жестокую вещь, но это убеждение сформировалось во мне во время изучения педиатрии раннего возраста в ВУЗе. Мое лично мнение состоит в том, что серьезная внутриутробная патология - это повод прервать беременность. Потому что редко, когда случается, что болезнь приходит одна. Дальше - только сложнее. Особенно это касается тяжелых генетических состояний, например, синдрома Дауна. Я не понимаю решений родителей оставлять таких детей. Сейчас, когда медицина шагнула сильно вперед и позволяет провести исследования вплоть до выращивания генетически нормальных эмбрионов в пробирке, нужно жить в интересах здоровых детей.