Найти в Дзене

ЛЬГОТЫ. КАК РАБОТАЛО УЕЗДНОЕ ПО ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ ПРИСУТСТВИЕ

Один из самых ценных источников генеалогической информации – это сведения Уездного по воинской повинности Присутствия. Причём, парадокс: как правило, большую сохранность имеют дела тех, которые не служили вовсе или получили отсрочку.
Почему так произошло, какие именно документы мы можем отыскать, и что именно значащего там находится?
80% времени работы Уездного по воинской повинности Присутствия приходилось на разбор всевозможных дел о льготах. Именно по этой причине призыв «тормозился» - на рассмотрение прошений, выяснение причин, вынесение решений и апелляции уходили драгоценные часы и даже дни, которых в военное время просто могло не быть.
Но для исследователя такая бюрократическая волокита и сбор всевозможных справок – весомая находка, ведь чем больше канцелярщина, тем больше находится документов семейной истории. ****
Пока не наступила Первая мировая война, а с ней и «людской кризис», Устав о воинской повинности 1874 года можно было с полным правом назвать документом «с человеческ

Один из самых ценных источников генеалогической информации – это сведения Уездного по воинской повинности Присутствия. Причём, парадокс: как правило, большую сохранность имеют дела тех, которые не служили вовсе или получили отсрочку.
Почему так произошло, какие именно документы мы можем отыскать, и что именно значащего там находится?
80% времени работы Уездного по воинской повинности Присутствия приходилось на разбор всевозможных дел о льготах. Именно по этой причине призыв «тормозился» - на рассмотрение прошений, выяснение причин, вынесение решений и апелляции уходили драгоценные часы и даже дни, которых в военное время просто могло не быть.
Но для исследователя такая бюрократическая волокита и сбор всевозможных справок – весомая находка, ведь чем больше канцелярщина, тем больше находится документов семейной истории.

****
Пока не наступила Первая мировая война, а с ней и «людской кризис», Устав о воинской повинности 1874 года можно было с полным правом назвать документом «с человеческим лицом».
Почему мы так говорим и что изменилось с началом войны?
Конечно, генералы были противниками всяких льгот (особенно, когда в 1915-16 годах ситуация вышла из-под их контроля). В частности, таким рупором являлся генерал-лейтенант и профессор Николаевской академии Генерального Штаба Н.Н. Головин, который в эмиграции на чём свет стоит костерил неуместные (по его мнению) положения Устава о льготах.
Как полагали генералы, «бомба замедленного действия» была заложена в самом Уставе о воинской повинности 1874 года, в котором по семейному положению устанавливается четыре разряда льгот:
1) Первый разряд:
а) для единственного сына в семье;
б) для единственно способного к труду сына
, при отце, к труду неспособном, или при матери-вдове, если у призываемого не имеется брата, достигшего 16-ти лет, либо состоящего на действительной службе по жеребью или охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году;
в) для единственно способного к труду брата, при одном или нескольких круглых сиротах, братьях или незамужних сестрах, если у призываемого не имеется брата, достигшего 16-ти лет, либо состоящего на действительной службе по жеребью или охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году;
г) для единственно способного к труду внука, при деде иди бабке, не имеющих ни способного к труду сына, ни других сыновей или внуков, достигших 16-ти дет, либо состоящих на действительной службе по жеребью пли охотниками и подлежащих увольнению из войск в следующем году:
д) для внебрачного, на попечении коего находится мать, или незамужняя сестра, пли неспособный к труду брать, если притом у матери нет другого сына, способного к труду, либо достигшего 16-ти лет, либо состоящего на действительной службе по жеребью или охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году, а у незамужней сестры или неспособного к труду брата не имеется другого брата, способного к труду, либо достигшего 16-ти лет, либо состоящего на действительной службе по жеребью или охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году, и
е) для вдовца-одиночки, имеющего одного или нескольких родных детей.
2) Второй разряд: для единственно способного к труду сына, при отце, способном к труду, если отцу 50 лет, но менее 55-ти, и он не имеет другого сына, достигшего шестнадцати лет, либо состоящего на действительной службе по жеребью или охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году.
3) Третий разряд:
а) для единственно способного к труду сына, при отце, способном к труду, если отцу менее 50-ти лет и он не имеет другого сына, достигшего 16-ти лет, либо состоящего на действительной службе по жеребью пли охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году, и
б) для лица, непосредственно следующего но возрасту за братом, погибшим во время состояния на действительной военной службе или безвестно пропавшим на войне.
4) Четвертый разряд:
а) для лица, непосредственно следующего по возрасту за братом, состоящим на действительной службе по жеребью или охотником и не подлежащим увольнению из войск в следующем году, и
б) для лица, не получившего льготы одного из первых трех разрядов вследствие наличия другого члена семьи, достигшего 16-летнего возраста, либо состоящего на действительной службе по жеребью или охотником и подлежащего увольнению из войск в следующем году.
Как и каким образом работал этот механизм?

****
Хорошо знакомая всем нынешним призывникам повестка появилась в начале XX века, прежде всего, в крупных городах и имела вот такой вид.

-2

ПОВЕСТКА
1915 года июля месяца 11 дня № 27334
Настоящей повесткой Московское Городское по воинской повинности Присутствие вызывает Вас в заседание свое 15 июля 1915 года к 10 часам утра для ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ГОДНОСТИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ.
В означенное время Вы обязаны явиться с паспортом или надлежащим полицейским удостоверением Вашей личности.
Не явившиеся без законным причин подвергаются розысканию, в Уставе о воинской повинности определенному.

****

Каждое Волостное Правление ежегодно весной направляло в Уездное по воинской повинности Присутствие призывной список с приложением:
1) лиц, уже находящихся в тот момент на военной службе, братья которых призываются;
2) выпись из метрических книг о рождении отцов призываемых;
3) выпись из метрических книг о рождении братьев призываемых.
Эти выписи могли иметь вид справки по метрикам.
Такие справки Волостное Правление письменно запрашивало у причта своей церкви.

-3

Иногда Присутствие «предлагало» Волостному Правлению дополнить такие сведения, в частности, документами об усыновлении и о семейном положении.
О назначении льгот Присутствие объявляло призываемому лично через Полицейское Управление с вручением под расписку (даже, если он проживал в другом городе).

Пример. Выпись из метрических книг по Николаевской церкви села Юшты Спасского уезда о родившихся братьях-подростков лиц, подлежащих в 1914 году отбытию воинской повинности.
Аналогичная выпись из метрических книг о родившихся отцов лиц, подлежащих в 1914 году отбытию воинской повинности.
Списки отцов, заверенные Волостным Старшиной, могли прикладываться дополнительно.

-4

Письмо Волостного Правления в Уездное Присутствие

ВЕРЕТЬИНСКОЕ
Волостное Правление
Спасского уезда Рязанской губернии
Сентября 1 дня 1914 г.
№ 1365
В Спасское Уездное
по воинской повинности Присутствие

В дополнение к рапорту своему от 14 Августа с.г. за № 1220, Волостное Правление имеет честь донести Уездному по воинской повинности Присутствию, что у призываемого в сем 1914 году молодого лица из крестьян села Веретьев сей волости Андрея Трофимова Посевкина, в мобилизацию призваны в войска на службу отец Трофим Посевкин, ратник из запаса 43 лет и брат Андрея Трофимова, состоящий на действительной службе – Василий Трофимов, призыва 1913 года. Причем Волостное Правление покорнейше просит распоряжений Присутствия о сообщении льгот на этих лиц, для сведения и исполнения Правления на призыв 11 Октября с.г.
Волостной Старшина.

Справка: 18-го Сентября 1914 года ПОСТАНОВЛЕНО: на основании 48 ст. Уст. о воин. пов. Андрею Посевкину назначить льготу 4-го разряда по пун. лит. В.

-5

****

Отцов призывников на предмет трудоспособности осматривали в Уездном Присутствии и выносили своё решение.

-6

Акт осмотра

Акт составлен 11 октября 1914 г.
Сего числа Спасским Уездным по воинской повинности Присутствием подвергнут освидетельствованию крестьянин Киструсской волости
Николай Петров Маторин, 47 лет, для определения способности к личному труду, на предмет назначения льготы сыну его Ивану и по освидетельствовании оказался здоровым и к труду способен.

****

Все случаи назначения льгот Уездное Присутствие обязано было заносить в журнал.
Спорные случаи (в том числе и об отмене неподтверждённых льгот) выносились на суд Губернского Присутствия.

****

Настоящую «головную боль» Присутствиям и Волостным Правлениям доставляли призывники, которые фактически не проживали в своих населённых пунктах, а уезжали на заработки в другие районы Империи и там задерживались на неопределенное время. В результате, когда подходило время призыва, они обращались с ходатайством в Губернское по воинской повинности Присутствие, в котором просили о разрешении пройти медосвидетельствование по месту фактического проживания. Это вызывало дополнительную переписку между всеми инстанциями.

В этом случае документы могли откладываться в фондах Полицейских Управлений других губерний.

-7

Проживающий в гор. Св. Креста, Ставропольской губернии, кр. Рязанской губ., Спасского уезда, дер. Жолоб-Слободы, Илья Николаев Субботин, подлежащий в сём году отбытию воинской повинности по жребию, обратился в губернское по воинской повинности Присутствие с ходатайством о разрешении ему освидетельствоваться в годности к военной службе не по месту его приписки к призывному участку Спасского уезда, а по месту жительства.
Вследствие этого Губернское Присутствие просит Уездное Присутствие в самом непродолжительном времени сообщить, действительно ли проситель подлежит в текущем году отбытию воинской повинности, пользуется ли он льготой по семейному положению и какого разряда, и на каком расстоянии от призывного пункта участка, к которому приписан проситель, находится ближайшая железнодорожная станция, указав саму станцию и призывной пункт.

****

По мобилизации призывались и ратники ополчения – в 1-м разряде перечисленные из запаса нижние чины, в возрасте от 39-ти до 43-х лет, а также не служившие на действительной службе лица. А во 2-м разряде – как правило, освобождённые ранее по состоянию здоровья. Их также дополнительно подвергали медицинскому освидетельствованию.
На каждого ратника, который подвергался испытанию в Губернской Земской больнице составлялся акт, где указывались результаты за подписью старшего врача и ординаторов.

****

Лица, работавшие на предприятиях, где действовали правила особого учёта, получали отсрочки от призыва. Конторы таких предприятий обязаны были уведомлять Уездные Присутствия, где состояли на учёте призывники о таких действиях.

****

Точную дату рождения некоторых лиц установить не удавалось по разным причинам. Как правило, старообрядцы либо не вели метрических записей, либо вели такие, которые не принимались официальными учреждениями. Возраст таких призывников устанавливался «по наружному виду».
Старообрядцы по закону обязаны были служить в армии. В этом случае Волостной Старшина ежегодно подавал в Уездное по воинской повинности присутствие список лиц, чей возраст определялся по наружному виду специальной комиссией (в него входили и те, кто был по какой-то причине пропущен в метриках).

-8

Строгие дяди внимательно и придирчиво осматривали призывника, совещались между собой, и, таким образом, устанавливали возраст.
Как это происходило по Уставу о воинской повинности 1874 года?
Возраст определялся по большинству голосов членов Уездного Присутствия. При этом Присутствие должно было находиться в полном составе (без учёта врачей и временных членов). В случаях разногласий, дело передавалось на рассмотрение Губернского Присутствия. При этом мнение врачей о годности призывника к военной службе, «а следовательно, и в отношении определения возраста по наружному виду», было не обязательно для членов присутствия. Если один из членов Присутствия оставался при своём особом мнении, то решение всё равно признавалось единогласным. Особое же мнение могло быть подано в вышестоящую инстанцию в течение 4-х дней.
Решения, принимаемые не единогласно, обязательно отправлялись на утверждение Губернского Присутствия.
В решении Уездного Присутствия формулировка должна была быть с точностью обозначена – т.е. «когда именно следует считать лицо подлежащим привлечению к исполнению воинской повинности». Не допускалось такое решение, в котором Присутствие ограничивалось бы выражением «не достиг призывного возраста».