Найти в Дзене
Ульяна Новикова

Понятие коллективных неврозов в логотерапии

Франкл описывал понятие коллективных нервозов в своей работе «Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ.» Там он говорит, что коллективный невроз — это невроз не в личном его понимании, а в метаклиническом и практическом. Он пишет: «Это квазиневрозы, неврозы в переносном смысле слова. Мы уже видели, что об увеличении количества клинических неврозов речь идти не может. Это значит, что количество клинических неврозов не увеличивается настолько, чтобы они стали коллективными. Следовательно, мы имеем право говорить о коллективных неврозах только в параклиническом смысле.»

При этом исследования показали, что человек может не быть сам по себе невротиком в клиническом понимании этого термина, но при этом у него может иметь симптомы носителями коллективного невроза. У человека, страдающего коллективным неврозом духовное измерение не заблокировано, это значит, что он может пользоваться свободой и ответственностью. Но он не делает этого.

Франкл выделяет следующие 4 симптома коллективных неврозов:

1. Установка на временность бытия. «Нет необходимости что-то делать». Это не жизнь в моменте, когда человек сосредоточен на происходящем и осмысленно его проживает, а именно «после нас хоть трава не расти». Это приводит к тому, что человек не видит перед собой осмысленную цель и не берет нас себя ответственность за свои поступки и действия. Человек отказывается выбирать и плывёт по течению, причем в сторону пессимизма, потребительства и пустоты. Т.к. радость приносят именно последствия действий по смыслу, то радость там недостижима.

2.Фаталистическая установка по отношению к жизни. «Нет возможности что-то сделать». Человек отказывается от выбора и от свободы. Это приводит к тому, что его мышление становится мистическим. Ему хочется, чтоб выполнит ряд действий он заставил божественные силы выполнить его желания и сталкивается с вполне ожидаемым результатам. Вместо веры в Бога и поисков того, как поступить, по совести, он становится суеверным и чувствует, что им управляют какие-то высшие силы. В итоге он не видит смысл прилагать усилия к изменению ситуации, причем, когда она находится в поле свободного выбора, а не судьбы, так как считает, что все переопределено и он не может ничего изменить.

3. Коллективистское мышление. Человек не видит в себе личность так как считаете, что он не влияет ни на что и также начинает относиться и к другим людям. Он уравнивает людей разбивая их по каким-то группам или признакам и примитивно их уравнивает. Это приводит к расовым и прочим ограничениям. Например, «все цыгане воруют». Себя люди с таким мышлением тоже загоняют в прокрустово ложе группы, к которой они себя относят. То, что люди уникальны они не видят. Франкл пишет: «Современный человек хотел бы раствориться в массе; в действительности он подчиняется ей, отказываясь от себя как от свободного и ответственного существа.»

4. Фанатизм. При коллективизме человек склонен игнорировать свои особенности, при фанатизме он игнорирует личности других, взгляды других. Он низводит других людей до предметов и на дает им право иметь собственное мнение отличное от его. Фанатик имеет пирамидальную систему ценностей, что само по себе плохо для него самого. При этом цель, которую преследует фанатик сама по себе может быть благо, но методы каким он ее добивается приводит к тому, что результат ужасен.

К чему приводит коллективный невроз и в чем выражается? Франкл писал «Все четыре симптома коллективного невроза — установка на временность бытия, фаталистическое отношение к жизни, коллективистское мышление и фанатизм — можно свести к избеганию ответственности и страху перед свободой. Но именно свобода и ответственность составляют духовность человека. Однако современный человек духовно пресыщен, и это духовное пресыщение являет собой сущность современного нигилизма.»